Опубликовано 17 декабря 2019, 17:37

Ионизирующее излучение вызвало разрывы нейронных связей

© NOVA/Flickr

Сотрудники Рочестерского университета выяснили, что радиационное воздействие вызывает гиперактивацию глиальных клеток в гиппокампе головного мозга, которые разрывают связи между нервными клетками. Статья исследователей опубликована в журнале Scientific Reports.

Одним из самых неприятных эффектов краниальной лучевой терапии при раке головного мозга являются когнитивные нарушения. Но до сих пор ученые не знали, как именно влияет ионизирующее излучение.

«Мозг постоянно перестраивается, и клетки микроглии действуют как "садовники", тщательно обрезая (слабые — прим. Indicator.Ru) синапсы, соединяющие нейроны, — объясняет ведущий автор исследования, профессор Института нейробиологии Рочестерского университета Майкл О'Банион. — При воздействии радиации эти клетки становятся гиперактивными и разрушают узлы, позволяющие нервным клеткам соединяться друг с другом».

В новой работе исследователи облучили мышей дозой ионизирующего излучения, эквивалентной получаемой во время краниальной лучевой терапии. Авторы обнаружили, что клетки микроглии в головном мозге активируются и удаляют узлы, образующие один конец синаптического соединения — так называемые дендритные шипики, — которые позволяют клеткам устанавливать новые связи с другими нейронами.

Оказалось, что микроглия нацелена на менее зрелые шипики, которые, по мнению исследователей, могут быть важны для кодирования новых воспоминаний. Этот факт может объяснить когнитивные трудности, которые испытывают многие пациенты после курса лучевой терапии. Исследователи также отметили, что повреждение, обнаруженное в головном мозге после облучения, было более выраженным у самцов мышей.

Результаты работы указывают на два возможных подхода, которые могут помочь предотвратить повреждения нервных клеток. Первый из них — блокирование рецептора CR3, который отвечает за удаление синапсов микроглией. Когда этот рецептор у мышей был подавлен, животные не испытывали потери синапсов при воздействии радиации. Другой подход —подавление иммунного ответа мозга при прохождении лучевой терапии, что может предотвратить чрезмерную активность микроглии.