Опубликовано 25 декабря 2020, 19:50

© Kati Fleming/Wikimedia Commons/PxHere/Indicator.Ru

С помощью нового беспроводного прибора, позволяющего записывать мозговую активность пациента с электродами, имплантированными в мозг, американские ученые установили, как именно наш мозг отслеживает свое перемещение в пространстве. Исследователи пришли к выводу, что те же самые паттерны волновой активности, которые применяются для картирования окружающего пространства, мозг использует при наблюдении за перемещением другого человека, чтобы поставить себя на его место. Статья опубликована в журнале Nature.

Коллектив американских ученых в рамках инициативы NIH Brain Research through Advancing Innovative Neurotechnologies (BRAIN) исследовал, как мозг воспринимает свое и чужое положение в пространстве. Результаты показали, что мозг каждого участника эксперимента определенным образом выстраивал карту комнаты, а кроме того, функционировал аналогичным образом, когда человек наблюдал за перемещениями другого участника.

«Наши результаты подтверждают идею о том, что человеческий мозг использует аналогичные волновые паттерны, чтобы поставить себя на место другого человека, — рассказывает соавтор работы, доцент Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Нантия Сутана. — Результаты способствуют пониманию того, как наш мозг контролирует перемещения среди людей и, возможно, другие социальные взаимодействия».

В эксперименте принимали участие люди в возрасте от 31 до 52 лет с лекарственно-устойчивой эпилепсией, в мозг которых хирургическим путем были имплантированы электроды для контроля приступов. Электроды находились в медиальной височной доле — центре памяти. Кроме того, за последние полвека ученые обнаружили, что нейроны в этой доле участвуют в контроле навигации.

© Suthana lab/UCLA.

Команда разработала специальный прибор, напоминающий рюкзак, содержащий компьютер, который без использования проводов подключался к имплантированным в голову пациента электродам. Кроме того, прибор можно было одновременно подключить к нескольким другим устройствам, в том числе очкам виртуальной реальности, айтрекеру и устройствам мониторинга частоты сердечных сокращений, температуры и дыхания. До сих пор единственные способы изучения активности человеческого мозга требовали, чтобы испытуемый неподвижно лежал в массивном сканере мозга. Новый прибор позволил изучить работу мозга при естественных движениях.

© Suthana lab/UCLA.

Участников эксперимента просили найти в пустой комнате цветное пятно на стене, при этом прибор регистрировал мозговые волны, пути перемещения по комнате и движения глаз. Исследователи выяснили, что тета-ритмы височной доли были более интенсивны, когда участники находились у стены во время поиска пятна. Когда участников просили просто подойти к определенному месту в комнате, такой картины не наблюдалось. Те же результаты были получены, и когда участник сидел в углу комнаты и наблюдал за перемещениями другого человека.