Опубликовано 18 ноября 2020, 14:34

Ученые выяснили, как образуется слюна

© Mark Goldman

Международная команда ученых провела исследование происхождения компонентов слюны. Оказалось, что разные типы желез производят разные белки, а некоторые белки попадают в слюну из окружающих тканей. Работа представляет важную информацию для будущего применения слюны в диагностике заболеваний. Статья опубликована в журнале Cell Reports.

Исследователи провели масштабное исследование состава слюны, определив, какие белки производят каждые из трех основных типов слюнных желез человека. Они показали, что клетки в пределах одной железы могут секретировать разные белки. Также ученые определили белки, которые поступают в ротовую полость из эпителиальных тканей или плазмы крови.

«С биомедицинской точки зрения наша работа может стать ключом к новым исследованиям функций слюны и слюнных желез, а также к использованию слюны в качестве диагностической жидкости. Мы показали, как должны функционировать здоровые слюнные железы. Отклонения от этой нормы могут свидетельствовать о болезни», — рассказал один из авторов исследования, профессор Университета штата Нью-Йорк в Буффало Стефан Рул.

Для того чтобы определить, какие именно белки производятся каждым из основных типов слюнных желез (околоушными, подчелюстными и подъязычными) ученые использовали метод транскриптомики — измерения активности генов в каждом типе желез. Из активности определенных генов можно было сделать вывод о производстве конкретного белка. Исследование показывает, что околоушные и подчелюстные железы, в отличие от подъязычных, вырабатывают много амилазы, фермента, который расщепляет крахмал. Подъязычная железа вырабатывает большое количество трансфераз GalNAc, ферментов, ответственных за О-гликозилирование (присоединение молекул сахара к аминокислотам белка). Кроме того, ученые выяснили, что некоторые белки слюны происходят не из слюнных желез, а попадают в нее из окружающих тканей.