Опубликовано 01 сентября 2020, 16:30
2 мин.

Ученые выяснили, как одиночество в детстве влияет на работу мозга

© Katherine Chase/Unsplash

Исследователи обнаружили субпопуляцию клеток в префронтальной коре головного мозга, которая проводит сигнал в ядра таламуса, обеспечивая связь между отделами мозга. При социальной изоляции в детстве она нарушается, создавая проблемы с общительностью. Ученые также показали, что искусственная стимуляция данных клеток может решить эту проблему. Работа опубликована в журнале Nature Neuroscience.

Одиночество всегда признавалось серьезной угрозой для психического здоровья. Пандемия, вынудившая многие страны соблюдать социальную дистанцию, усиливает важность понимания последствий одиночества. Хотя исследования доказывали, что социальная изоляция в детстве пагубно сказывается на функциях мозга у всех видов млекопитающих, нейронные связи и механизмы оставались малоизученными. Исследовательская группа из Школы медицины Медицинского центра Маунт-Синай обнаружила у мышей в префронтальной коре головного мозга, играющей ключевую роль в регуляции социального поведения, субпопуляции клеток, необходимые для нормальной коммуникабельности в зрелом возрасте и нарушающиеся при социальной изоляции в детстве. Эти клетки, известные как нейроны медиальной префронтальной коры, формируют нервную сеть и соединяются с ядрами таламуса, областью, ответственной за передачу сигнала другим отделам мозга.

«В дополнение к этой субпопуляции, которая становится уязвима в детстве в случае социальной изоляции, мы также продемонстрировали, что эта нервная сеть является многообещающей мишенью при лечении людей, испытывающих проблемы при общении, — рассказывает один из авторов статьи, доктор медицинских наук Хирофуми Моришита. — Мы также продемонстрировали эксперимент с искусственной стимуляцией префронтальной нервной сети у мышей».

Ученые выяснили, что у мыши из-за двухнедельной изоляции в новорожденном возрасте медиальные нейроны префронтальной коры не способны активироваться и передавать сигнал в таламус, что мешает нормальным социальным взаимодействиям животного во взрослом возрасте. Кроме того, увеличивается тормозящее воздействие со стороны соседних нейронов, что предполагает наличие цепного механизма, лежащего в основе проблем с общением. Для изучения восстановления активности отделов мозга ученые использовали оптогенетические и хемогенетические методы для выборочной стимуляции префронтальных нервных сетей. С помощью стимуляции нейронов светом и химическими соединениями исследователи смогли быстро увеличить коммуникабельность мышей. Так как проблемы с социальной адаптацией являются общими для многих психических расстройств, полученные данные могут быть учтены в разработке новых методов терапии расстройств аутистического спектра.