Опубликовано 23 марта 2020, 20:12

Выяснено, как поддерживать «здоровье» митохондрий в мыщцах

© Explode/Getty Images

Группа ученых из Бирмингемского университета создала новый исследовательский инструмент для изучения митохондрий в мышечных клетках. Он помог понять, какие факторы влияют на их разрушение в пожилом возрасте. Статья об открытии опубликована в The FASEB Journal.

Митохондрии представляют собой своего рода «энергостанции» клеток: они генерируют энергию в виде АТФ, которым затем питается сама клетка для обеспечения своей жизнедеятельности. С возрастом эти органеллы могут разрушаться или деградировать. Считается, что это может приводить к множеству проблем, в частности к снижению функциональной способности и силы мышц.

Авторы новой работы создали исследовательский инструмент для анализа митохондрий в клетках. Он основан на уже давно используемых флуоресцентных метках. В здоровых клетках митохондрии с помощью такой визуализации приобретают золотистый цвет, а при распаде становятся красными. Используя новый инструмент, ученые выяснили, что активация молекулы под названием АМФ-активируемая протеинкиназа (АМФК) стимулирует распад митохондрий — митофагию.

Это открытие означает, что активаторы АМФК, такие как физическая активность, могут усиливать митофагию, «очищая» организм от поврежденных и старых митохондрий. Значит, тренируясь, пожилые люди могут продлить здоровое состояние своих мышц и дольше сохранить их функциональные способности.

В более ранних исследованиях было показано, что активация АМФК дает много положительных эффектов при лечении сахарного диабета второго типа. Как следствие, над созданием новых активаторов этой молекулы работают многие фармацевтические компании. Новая работа исследователей показывает положительный эффект этого вещества еще и на мышцы, что позволит предотвратить их дистрофию в старческом возрасте. Авторы надеются, что их открытие ускорит разработку активаторов АМФК.