Опубликовано 20 октября 2020, 16:19

Каннабиноиды влияют на обучение

© Rita Félix

Португальские исследователи показали, что эндогенные каннабиноиды играют важную роль в формировании условных рефлексов. Нарушения в системе передачи сигналов с помощью каннабиноидов снижают поведенческую активность, что негативно сказывается на способности к обучению. Работа опубликована в журнале eLife.

Каннабиноиды приобрели широкую известность как действующие вещества марихуаны, однако в нашем мозгу содержится большое количество естественных эндоканнабиноидов, выступающих в качестве нейромедиаторов и выполняющих ряд важных функций. Сотрудники «Центра изучения неизвестного» Фонда Шампалимо исследовали, как именно каннабиноиды влияют на процесс обучения. В качестве примера они рассмотрели классическую задачу условного мигательного рефлекса у мышей, лишенных каннабиноидных рецепторов.

В эксперименте лабораторных животных обучают связывать сенсорный стимул (например, вспышку света) и поток воздуха, направленный в глаза. В результате формируется условный рефлекс — моргание в ответ на свет. В этой форме обучения задействуется мозжечок, передача сигналов в котором в том числе осуществляется эндоканнабиноидами. У мышей без каннабиноидных рецепторов формирование рефлекса было затруднено.

Сначала ученые предположили, что виной этому — нарушение зависимых от опыта изменений в нейронах. Однако позже выяснилось, что разница в обучении связана со снижением общего уровня активности. Когда исследователи поместили мышей на беговую дорожку, которая обеспечила им нормальный уровень активности, их способность к обучению была полностью восстановлена. Таким образом, нарушения, вызванные генетической мутацией, удалось преодолеть с помощью поведенческого вмешательства.

«Эти эксперименты подтвердили нашу гипотезу о том, что нарушение в системе передачи сигналов с помощью каннабиноидов ухудшает обучение за счет изменения поведения, а не из-за прямого воздействия на нейронную пластичность в мозжечке, — рассказывает ведущий автор исследования Мега Кэри. — Это еще одно доказательство того, как сильно поведение влияет на работу мозга».