Опубликовано 01 ноября 2016, 12:56

Каротиноид защитит от рака легких

Американские исследователи выяснили, что бета-криптоксантин способен снизить количество раковых опухолей у мышей. Исследование опубликовано в журнале Cancer Prevention Research.

Ученые из Университета Тафтса установили, что бета-криптоксантин — один из каротиноидов, органических веществ, которые содержатся в основном в желтых, красных и оранжевых фруктах и овощах — способен снизить заболеваемость раком легких у мышей. Каротиноиды — это антиоксиданты, которые защищают организм человека от вредного воздействия свободных радикалов.

Чтобы вызвать появление раковых опухолей у мышей, медики вводили животным высокую дозу выделенных из табака канцерогенных нитрозаминов (NNK). За две недели до «никотинового укола» и в течение 16 недель после него подопытных кормили добавками с бета-криптоксантином. Затем исследователи провели анализ и убедились, что концентрация бета-криптоксантина повысилась в легких и сыворотке крови мышей. Оказалось, что у мышей, которые получали добавки, развилось на 52-63% меньше опухолей, чем у мышей, которые такие добавки не получали.

Медики провели еще один эксперимент, в котором показали, что обработка бета-криптоксантином раковых клеток человека, значительно снижает их активность. Предыдущие исследования показали, что из-за никотина в легких образуется избыточное количество никотинового ацетилхолинового рецептора α7, что способствует формированию опухолей. Исследователи выяснили, что, скорее всего, действие бета-криптоксантина на опухолевые клетки основано на подавлении перепроизводства этого рецептора.

Ученые также измерили концентрацию витамина А, чтобы подтвердить, что на развитие опухолей влиял именно сам бета-криптоксантин. Дело в том, что некоторые каротиноиды в организме превращаются в витамин А. Ранние исследования показали, что бета-каротин из группы каротиноидов способен, наоборот, увеличивать риск возникновения рака легких. Таким образом, медики подтвердили, что действие бета-криптоксантина никак не связано ни с другими каротиноидами, ни с витамином А.

Результаты работы ученых подтвердили предыдущие эпидемиологические исследования, которые нашли связь между более высоким потреблением продуктов, содержащих бета-криптоксантин, и низким риском развития рака легких у курильщиков из Северной Америки и стран Азии. По словам медиков, большое количество этих каротиноидов содержится, например, в сладком красном перце, тыкве и апельсинах.