Опубликовано 20 декабря 2019, 11:49

Кофеин снижает риски для здоровья при неправильных диетах

© Susane Power/Flickr

Исследователи выяснили, что кофеин может компенсировать некоторые негативные эффекты диеты с высоким содержанием жиров и углеводов. Статья об этом была опубликована в Journal of Functional Foods.

Чай мате — это травяной напиток, богатый фитохимическими веществами, флавоноидами и аминокислотами. В странах Латинской Америки его употребляют в качестве стимулятора. Количество кофеина на порцию такого чая составляет от 65 до 130 миллиграммов, тогда как в кофе этого вещества содержится от 30 до 300 миллиграммов.

В новом исследовании ученые решили выяснить, какое влияние оказывают кофе и чай мате на организм людей при употреблении разных видов пищи. Для этого в течение четырех недель исследователи кормили крыс рационом, который содержал 40% жира, 45% углеводов и 15% белка. Также грызунам давали кофеин в разных формах в количестве, эквивалентном четырем чашкам кофе в день.

В конце четырехнедельного периода процент жировой массы тела в различных группах крыс достоверно различался. Животные, которым давали кофеин из чая мате, кофе или синтетических источников, накапливали меньше жира в организме, чем крысы в контрольной группе.

Чтобы определить механизм этого эффекта, ученые провели исследования клеточных культур. Для этого авторы воздействовали на жировые клетки мышей синтетическим кофеином, экстрактами кофе или мате. Они обнаружили, что независимо от источника, кофеин снижает накопление липидов в жировых клетках на 20%–40%.

Ученые также отслеживали экспрессию нескольких генов, связанных с ожирением и липидным обменом. Например, ген синтазы жирных кислот (Fasn) и ген липопротеиновой липазы (Lpl), который кодирует фермент, расщепляющий триглицериды. Согласно результатам исследования, снижение экспрессии Fasn и двух других генов в печени также вызывало снижение продукции холестерина липопротеидов низкой плотности и триглицеридов в печени.