Компьютерная зависимость ослабила зрительно-пространственные способности детей
Ученые из Уральского федерального университета изучили поведение первоклассников и выяснили, что компьютерная зависимость может вызывать задержку в развитии зрительно-пространственных способностей у детей. Результаты исследования опубликованы в журнале Value in Health Regional Issues.
«Чтобы выявить детей с игровой зависимостью, мы провели анкетирование родителей. В итоге в экспериментальную группу вошли дети с компьютерной игровой зависимостью, в контрольную — без зависимости. Участники обеих групп были уравнены по IQ, полу и возрасту. Для оценки зрительно-пространственных способностей мы использовали четыре субтеста из нейропсихологической методики NEPSY: стрелы, конструирование из блоков, копирование дизайна и поиск маршрута», — рассказал один из авторов работы, заведующий лабораторией мозга и нейрокогнитивного развития УрФУ Сергей Киселев.
NEPSY — это серия нейропсихологических тестов, с помощью которой можно оценить нейропсихическое развитие детей от 3 до 16 лет. С помощью этой методики авторы исследования изучили поведение 44 детей в возрасте от шести лет девяти месяцев до семи лет десяти месяцев, которые были разделены на две группы. По результатам трех субтестов ученым удалось обнаружить различия между школьниками. Оказалось, что дети с компьютерной игровой зависимостью хуже выполняли зрительно-пространственные задания, чем контрольная группа.
«Можно предположить, что взаимодействие с реальным миром, включая разнообразную физическую активность, конструктивную деятельность, является необходимым условием развития зрительно-пространственных способностей. Детям, которые много времени проводят в виртуальном мире, не хватает такого взаимодействия», — прокомментировал эти результаты Киселев.
Механизм мозга, который отвечает за обработку пространственной информации, играет очень важную роль в жизни человека. По теории системной и динамической локализации функций в мозге, он отвечает не только за двигательную активность, но и играет важную роль в реализации сложных познавательных функций. К ним относятся, например, пространственное мышление, понимание и использование сложных логико-грамматических конструкций в речи, умение считать. Этот механизм формируется как раз в детстве, когда ребенок каким-либо образом взаимодействует с окружающим пространством: играет в пространственные игры (собирает кубики, конструктор), выполняет пространственно-ориентированные движения (осваивает танцевальные движения, гимнастические упражнения). Чем чаще он это делает, тем лучше формируется пространственный механизм мозга. Однако дети, которые движениям предпочитают компьютер, имеют риск в будущем получить проблемы с высшими психическими функциями, которые могли бы позволить им успешно адаптироваться и развиваться в реальном мире.
«Если же ребенок в раннем детстве, когда происходит активное созревание этого механизма, сидит за гаджетом, компьютером, он лишен такой возможности. Это может объяснить, почему дети из так называемой компьютерной субкультуры — которые проводят много времени в детстве не в реальном, а в виртуальном пространстве — могут иметь проблемы с формированием данного механизма», — рассказал Киселев.
В дальнейшем ученые собираются выяснить, как формируются зрительно-пространственные способности у детей, не вовлеченных в виртуальное информационное пространство. По словам авторов исследования, репрезентативные выводы по этому направлению исследования ученые получат только через три года.
Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.
Пресс-релизы о научных исследованиях, информацию о последних вышедших научных статьях и анонсы конференций, а также данные о выигранных грантах и премиях присылайте на адрес science@indicator.ru.