Опубликовано 26 марта 2019, 10:50

Кукурузный сироп ускоряет рост опухолей толстой кишки у мышей

© PR Image Factory/Getty Images

Кукурузный сироп — один из компонентов прохладительных напитков — может ускорять рост опухолей толстой кишки у мышей. Его эффект на здоровье людей пока не выяснен. Исследование опубликовано в журнале Science.

Начиная с 1980-х годов кукурузный сироп начал использоваться вместо тростникового сахара в производстве прохладительных напитков. Это случилось из-за увеличения субсидий государства на выращивание кукурузы. С тех пор это вещество используется повсеместно многими фирмами для подслащения и усиления вкуса.

Исследователи и до этого предполагали связь между потреблением сахара и развитием опухолей: большое количество углеводов вызывает ожирение, которое является фактором риска в развитии многих онкологических заболеваний. Однако в новом исследовании ученые задались вопросом, существует ли более прямая связь между сладкими напитками и раком.

Биохимик Льюис Кэнтли из Медицинского колледжа Уэйл Корнелл совместно с коллегами исследовали мышей, у которых развиваются опухоли толстой кишки из-за отсутствия гена, называемого APC. Отсутствие этого гена у людей — также фактор предрасположенности к развитию той же формы рака. Каждый день исследователи впрыскивали в желудки животных около одной десятой чайной ложки воды, содержащей 25% кукурузного сиропа с высоким содержанием фруктозы. Там было слишком мало сахара, чтобы заставить мышей набрать вес, но все еще эквивалентно почти банке содовой в день.

Изначально количество опухолей толстой кишки было одинаковым у мышей, которым давали кукурузный сироп, и у мышей, которым давали простую воду. Но примерно через 2 месяца большинство опухолей у грызунов, употреблявших кукурузный сироп, разрослись и стали более инвазивными, чем у контрольной группы. Тесты с меченными изотопом глюкозой и фруктозой — двумя компонентами кукурузного сиропа — показали, что большая часть фруктозы не проходит через свой обычный путь абсорбции в кровь через тонкую кишку, а вместо этого идет прямо в толстую кишку, где опухолевые клетки всасывают это вещество вместе с глюкозой.

Попав внутрь опухолевых клеток, фруктоза расщепляется ферментом, называемым фруктокиназой, который понижает уровень энергии в клетке и запускает дополнительный метаболизм глюкозы для его восстановления. Исследователи обнаружили, что этот гликолиз также приводит к образованию жиров, необходимых опухолевым клеткам для роста.

По словам ученых, результаты, полученные на мышах, предполагают, что сладкие напитки, в том числе содержащие столовый сахар (также смесь фруктозы и глюкозы), могут ускорить рост предраковых полипов у людей, которым в противном случае потребовались бы десятилетия для развития рака.

Теги #Рак