Опубликовано 30 мая 2018, 14:41

Японцам разрешили лечить сердце стволовыми клетками

© Camilla/Freepik

Японским медикам разрешили использовать перепрограммированные стволовые клетки для лечения болезней сердца. Эти клетки ученые получают из дифференцированных клеток тканей, таких как кожа или кровь, возвращая их к состоянию, похожему на эмбриональное. Это всего второй случай в мире, когда подобную терапию разрешили. О событии сообщает сайт журнала Nature.

Клетки, из которых состоит зародыш на ранней стадии развития, могут превратиться в любую ткань взрослого организма. По мере того, как организм взрослеет, в нем не остается таких клеток. у взрослого человека есть только специальные виды стволовых клеток, например, находящиеся в костном мозге кроветворные. Такие клетки могут превращаться в различные клетки крови, но не могут превращаться в нейроны или клетки соединительной ткани. Современные технологии позволяют в некоторых случаях превратить дифференцированную (ставшую частью ткани определенного типа) клетку в стволовую, в том числе тотипотентную, то есть способную стать любой тканью. Такие клетки называются индуцированными стволовыми.

16 мая Министерство здравоохранения, труда и благосостояния Японии разрешило врачам использовать тонкие заплатки из тканей, полученных из индуцированных стволовых клеток, для лечения сердца. Руководитель научной группы, кардиохирург Есики Сава из Университета Осаки утверждает, что подобная терапия поможет органу залечить повреждения, возникающие вследствие накопления холестериновых бляшек в сосудах сердца или как результат инфаркта. Трое пациентов пройдут экспериментальный курс в следующем году.

В ходе процедуры врачи создают заплатки из 100 миллионов мышечных клеток сердца длиной четыре сантиметра и толщиной — 0,1 миллиметра. Опыты на свиньях показали, что пересадка такого слоя клеток улучшает работу органа. Согласно предварительным данным, эти клетки не срастаются с сердцем, а действуют, по-видимому, за счет выделения специфических химических веществ — факторов роста — которые стимулируют естественную регенерацию.