Опубликовано 03 апреля 2021, 14:12
2 мин.

Лекарство от паразитарной болезни сердца поможет остановить COVID-19

© Dr_Microbe/iStock

Биологи США разработали вещество, которое препятствует размножению одноклеточного паразита Trypanosoma cruzi — возбудителя тропической болезни Шагаcа. Оказалось, что лекарство также эффективно блокирует размножение вируса SARS-CoV-2, так как препятствует взаимодействию человеческого катепсина L со спайковым белком вируса. Результаты опубликованы в журнале ACS Chemical Biology.

Болезнь Шагаса, разновидность трипаносомоза, входит в список так называемых забытых болезней: методы их профилактики и лечения известны, но недоступны для бедных стран. Одно из последствий этого заболевания — увеличение желудочков сердца — приводит к тяжелой сердечной недостаточности. Биохимики из Техасского университета и иммунологи из Калифорнийского университета в Сан-Диего создали антипаразитарное вещество K777, способное решить эту проблему. K777 блокирует белок крузаин, благодаря которому возбудитель заболевания скрывается от иммунной системы хозяина. В своей работе ученые предлагают использовать лекарство также для лечения COVID-19 из-за похожести между собой трипаносомного крузаина и человеческого катепсина L, ответственного за внедрение вируса SARS-CoV-2 в клетку.

Заражение клетки SARS-CoV-2 происходит в несколько этапов. Сначала вирус должен прикрепиться шипиками к рецепторам ACE2 на поверхности клетки. После взаимодействия с рецептором вирус внедряется в клетку и там активируется клеточными ферментами, например катепсином L. При этом происходит расщепление спайковых белков коронавируса, запускающее перестройки внутри вируса и высвобождение его РНК в клетку. При исследовании потенциальных препаратов от COVID-19 уже было показано, что блокаторы некоторых клеточных ферментов могут препятствовать заражению клеток вирусом SARS-CoV-2. В этом исследовании ученые предлагают использовать блокатор фермента катепсина L.

В работе показано, что даже в низких концентрациях K777 блокирует катепсин L и препятствует заражению вирусом большинства клеточных линий. Наиболее эффективно K777 работает в клетках легких, продуцирующих больше всего катепсина L и ACE2. При этом препарат не токсичен для клеток и для организма человека в целом, как показали клинические испытания фазы I. Биотехнологическая компания Selva Therapeutics, имеющая лицензию на использование K777, уже в конце 2021 года планирует провести клинические испытания фазы IIa на пациентах с легкой формой COVID-19.