Опубликовано 20 октября 2016, 08:57

Ученые объяснили механизм воздействия лития при лечении психических заболеваний

Металлический литий

© Dnn87/Wikipedia

Соли лития на протяжении многих лет облегчали биполярные расстройства, однако причину этого явления ученые не могли объяснить. Группе исследователей во главе с Беном Чейетте, нейробиологом из Калифорнийского университета в Сан-Франциско, удалось выявить влияние лития на организм. Результаты их исследования были опубликованы в журнале Molecular Psychiatry.

Ученые заметили, что соли лития оказывают воздействие на дендритные шипики — мембранные выросты на поверхности дендрита, в которых возбудительные нейроны образуют синаптические связи с другими нервными клетками.

Лечение солями лития значительно увеличило число здоровых дендрических шипиков у мышей, выращенных с генетическими мутациями, похожими на мутации людей с аутизмом, шизофренией и биполярным расстройством. Более того, у лабораторных животных пропали и другие симптомы: социопатия, отсутствие мотивации и тревожное расстройство. Ученые обнаружили аномалии в числе синапсов и в форме нейронов, их образующих. В ходе исследования были найдены отклонения в сигнальном пути Wnt. Литий блокирует фермент GSK-3β, который замедляет реакции в Wnt и продолжает терапевтическое лечение, пока проводящий путь не посылает сигналы.

Сообщения об влиянии солей лития на настроение встречаются со второго века нашей эры, однако выяснить причины такого эффекта, а также то, что оно действует и на другие психические болезни, удалось только сейчас.