Опубликовано 15 мая 2018, 12:23

Новый противораковый препарат вдвое продлил жизнь больных животных

© Пресс-служба МИСиС

Российские ученые успешно провели доклинические исследования нового противоопухолевого препарата на основе наночастиц магнетита. Тесты показали, что если этим препаратом лечить больных мышей, их жизнь продлевается на 50%. Результаты исследования опубликованы в журнале Nanomedicine.

Новый препарат состоит из двух компонентов: сферических наночастиц магнетита, внутрь которых поместили лекарство-цитостатик (токсическое вещество, разрушающее клетки опухоли), и векторных молекул. Они выполняют функцию своеобразного проводника, то есть ведут частицу с ядом конкретно к пораженному органу, не накапливаясь в здоровых тканях организма.

Векторная молекула представляет собой антитело к белку «фактор роста эндотелия сосудов» (VEGF, Vascular endothelial growth factor) – сигнального белка, который клетки вырабатывают для того, чтобы стимулировать образование эмбриональной сосудистой системы. Молекула, таким образом, работает по схеме «ключ-замок», находя и присоединяясь только к определенному типу клеток. Раньше векторная молекула использовалась как самостоятельное лекарственное средство, однако в своем исследовании ученые одними из первых в мире использовали ее в таком необычном качестве. Однако монотерапия подобными антителами сейчас не показала высокой эффективности.

«Исследования показали, что предложенная терапевтическая схема эффективна: эксперименты in vitro, а затем in vivo продемонстрировали, что продолжительность жизни животных, проходящих лечение новым препаратом, увеличилась на 50% — с 23 до 39 дней, – рассказывает руководитель научной группы, заведующий лабораторией «Биомедицинские наноматериалы» НИТУ МИСиС Максим Абакумов. – Помимо этого, предложенное вещество показало хорошую визуализацию ткани опухоли в процессе МРТ-исследования. Это потенциально может быть применимо для облегчения работы хирургов в процессе операции с целью обозначения и визуальной фиксации краев пораженного органа».

Новый противораковый препарат вдвое продлил жизнь больных животных

© Пресс-служба МИСиС

Кроме адресной доставки лекарств, к которой относится новое исследование, частицы оксида железа показывают хорошие результаты и в лечении путем гипертермии. При применении этого метода наночастицы магнетита вводят в пораженный орган, где они накапливаются, и далее их подвергают воздействию переменного электромагнитного поля с определенными параметрами. В результате частицы разогреваются до 43-45 0C и разогревают окружающие раковые клетки, которые при этом погибают. Важно отметить, что ранее было показано, что раковые клетки более чувствительны к изменению температуры, чем здоровые, и также позволяет оставить здоровую ткань неповрежденной.