Опубликовано 16 сентября 2018, 12:21

Открыт новый механизм подавления аутоиммунитета

© Wikimedia Commons

Биохимики РУДН описали новый механизм, с помощью которого организм человека предотвращает развитие аутоиммунных (вызванных повреждающим действием иммунной системы на собственные органы и ткани) заболеваний, аллергию и отторжение пересаженных тканей. Оказалось, что регуляторные Т-клетки способны подавлять размножение гиперактивированных аутоиммунных клеток. Работа опубликована в журнале Molecular Immunology.

Способность организма человека противостоять патогенным факторам находится под контролем иммунных клеток, главные из которых — лимфоциты. Один из их типов, эффекторные лимфоциты, контактирует с вирусами и бактериями или с пораженными им клетками организма и убивает их. После обезвреживания патогенов такие лимфоциты должны погибнуть, иначе они могут переродиться в аутоиммунные клетки, которые вызывают развитие аутоиммунных заболеваний и аллергий, атакуя другие клетки собственного организма. Другой тип, регуляторные Т-лимфоциты, предотвращает развитие таких агрессивных аутоиммунных клеток. В настоящее время известно, что регуляторные Т-клетки способны подавлять эффекторные лимфоциты при непосредственном контакте, активируя специфические рецепторы на их мембране. Регуляторные Т-клетки контактируют с поверхностью клетки-мишени и запускают процессы самоуничтожения.

«Изучению механизмов подавления аутоиммунитета Т-регуляторными клетками уделяется большое внимание, однако не всегда понятно, как эти клетки взаимодействуют на расстоянии. В своей работе мы описали совершенно новый дистантный (бесконтактный) механизм, основанный на "ускоренном старении" эффекторных лимфоцитов», — рассказывает Дмитрий Жданов, доцент кафедры биохимии имени академика Т.Т. Березова Медицинского института РУДН.

Каждая клетка нашего организма имеет строго ограниченное количество делений. Механизм регуляции такого ограничения весьма прост и заложен самой природой. При каждом новом делении концевые участки хромосом, называемые теломерами, укорачиваются. Через определенное количество делений теломеры укорачиваются до критических значений, и клетки приобретают признаки «старых» клеток, то есть они живые, но не способны делиться. Далее такие клетки погибают. Иммунные клетки отличаются от большинства других тем, что у них имеется фермент теломераза, который синтезирует теломеры. Это позволяет лимфоцитам делиться гораздо большее число раз и быстро размножаться после попадания инфекции в организм.

Биохимики РУДН в течение длительного времени содержали в одном культуральном флаконе эффекторные аутоиммунные лимфоциты и регуляторные Т-клетки, которые были разделены специальной мембраной. Эти клетки не могли контактировать друг с другом, но могли взаимодействовать между собой дистантно, обмениваясь растворимыми веществами. Оказалось, что регуляторные Т-клетки способны ингибировать активность теломеразы в эффекторных лимфоцитах. Длительное культивирование аутоиммунных лимфоцитов с неактивной теломеразой приводило к укорочению их теломер и гибели. Следует отметить, что данный эффект наблюдался не только в искусственных условиях совместного культивирования клеток, но и в экспериментах на лабораторных мышах.

«На основе полученных результатов мы описали новый, ранее неизвестный механизм регуляции аутоиммунитета, основанный на физиологическом старении иммунной клетки и запуске процессов ее самоуничтожения. Очевидно, данный процесс является фундаментальным в поддержании клеточных функций и определяет судьбу клеток. Понимание этого механизма может быть полезно при разработке препаратов для лечения аутоиммунных заболеваний и предотвращения отторжения пересаженных органов и тканей», — заключает Дмитрий Жданов.