Опубликовано 18 апреля 2017, 17:38

Российские ученые предложили метод для выявления туберкулеза на ранних стадиях

Проточная ячейка с микрочипом под микроскопом

© ИТЭБ РАН

Иммуноанализ, который выявляет антитела болезнетворных инфекций и следовые количества биомаркеров самих патогенов в организме, можно сделать быстро (за минуты) и достаточно точно. Это продемонстрировали ученые из Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН в Пущино (совместно с коллегами из ЦНИИ туберкулеза в Москве) на примере туберкулезной микобактерии. Они усовершенствовали экспресс-иммуноанализ, добившись большой точности диагностики для образцов с очень малой концентрацией биомаркера инфекции. Это позволит выявлять туберкулез на самой начальной стадии, когда болезнь еще явно не проявилась клинически. Результаты работы ученых опубликованы в журнале Analytica Chimica Acta.

Иммуноанализ много десятков лет применяют в медицине для определения инфекций. Этот метод основан на связывании антигенов (белков патогена) с антителами — белками, которые образуются в организме в ответ на чужеродное вторжение. Стандартный иммуноанализ занимает 3-4 часа, а для визуализации связанных антител обычно используют флуоресцентные метки. Проблема в том, что для работы с образцами с низким содержанием антител у стандартного иммуноанализа не хватает чувствительности.

В лаборатории наноструктур и нанотехнологий ИТЭБ РАН под руководством Виктора Морозова несколько лет назад стали разрабатывать совершенно новый метод иммуноанализа, основанный на электрофорезе. Для визуализации связывания молекул антител они использовали магнитные метки. В новой работе им удалось существенно повысить точность метода, установив условия, при которых количество связанных с микрочипом магнитных меток линейно зависит от концентрации анализируемых антител.

ИТЭБ РАН