Опубликовано 11 июня 2018, 19:11

Нарушения в работе митохондрий приводят к биполярному расстройству

© Milena Menezes Carvalho/RIKEN National Science Institute

Найдена связь между биполярным расстройством и нарушениями в работе митохондрий. Японские ученые установили молекулярный и генетический механизмы этой связи в серии экспериментов на мышах. Результаты исследования опубликованы в журнале Molecular Psychiatry.

Нарушения в работе митохондрий, важных частей клеток, которые снабжают их энергией, приводят к различного рода заболеваниям. Спектр митохондриальных заболеваний очень широк, поражения могут касаться любого органа. При этом около 20% пациентов с митохондриальными заболеваниями страдают также и от биполярного расстройства — психического заболевания, при котором у пациента чередуются депрессивные и маниакальные состояния. До сих пор не было известно, как именно нарушения митохондрий приводят к этому психическому расстройству.

Ученые из Института мозга RIKEN (Япония) обнаружили, что дисфункция митохондрий может влиять на активность нейронов, которые реагируют на гормон серотонин. Это происходит при мутациях в гене ANT1. Ранее было известно, что нарушения работы этого гена повышают риск развития биполярного расстройства, однако связь с работой митохондрий установлена не была.

Изменение количества серотонина в организме влияет на ход биполярного расстройства, поэтому и лечение заболевания сводится в основном к регуляции уровня этого гормона. Исследователи предполагают, что нарушение работы митохондрий при мутации ANT1 действует на организм по тому же принципу — изменяет количество серотонина и в итоге приводит к биполярному расстройству. К такому выводу ученые пришли, проведя серию эксперимента с лабораторными мышами, у части из которых были мутации гена ANT1. В мозге у животных с мутацией этого гена отмечалось повышенное изменение уровня серотонина.