Опубликовано 13 декабря 2019, 22:42

Модель предсказала риск превращения клеток в раковые

© NIH Image Gallery/Flickr/Indicator.Ru

Исследователи из Университета Райса и Йельского университета использовали теорию стохастических — случайных — процессов, чтобы построить модель превращения клеток организма в опухолевые. Статья об этом была опубликована в журнале Scientific Reports.

«Проблема с раком заключается в том, что мы обнаруживаем его слишком поздно», — сетует профессор химии Университета Райса Анатолий Коломейский. Исследователи, в числе которых и выходцы из России, утверждают, что их «удобный, простой и универсальный» метод оценки динамики возникновения рака должен включать анализ скорости процессов инициации для конкретных типов рака, а также риски возникновения этого заболевания в течение жизни.

Ученые рассчитали вероятности того, что определенные случайные мутации станут «фиксированными», то есть продолжат повторяться в следующих поколениях клеток и в конечном итоге приведут к развитию онкологических заболеваний. Такое ученые проделали для 28 видов рака и сравнили полученные данные с рисками возникновения этих болезней. В результате ученые построили модель, которая может предсказать на основе некоторых параметров, как скоро клетки с мутациями займут достаточную долю живой ткани, чтобы нанести вред организму.

Построенная учеными в ходе работы диаграмма показывает, что колоректальная аденокарцинома при имеющемся аденоматозным полипозе (АП) имеет самый высокий риск развития, но ее время развития «фиксированных» мутаций — 15 лет — почти в три раза больше, чем у аденокарциномы двенадцатиперстной кишки с АП, которая, как полагают, имеет гораздо более низкий риск развития. На другом конце шкалы фиксации находятся гепатоцеллюлярные карциномы, время «фиксации» которых превышает 31 тысячу лет.

«Люди предполагают, обычно подсознательно, что что-то более вероятное произойдет быстрее, — сказал Коломейский. — Но мы обнаружили, что это не относится к раку. Врачи должны принимать решения, не только основываясь на риске развития онкологии в течение жизни, как это обычно делается, но и на динамике, которую мы рассчитали».

По словам ученых, их модель может предсказать на основе задаваемых параметров, сколько времени потребуется мутировавшим клеткам, чтобы занять всю живую ткань. Если это время превышает 100 лет, то беспокоиться не о чем, но если срок оказывается равен году, то необходимо принимать меры. Авторы планируют улучшить свою модель, добавляя в нее больше релевантных параметров для оценки.