Опубликовано 07 сентября 2017, 16:17

Объяснено превращение людей в «вампиров»

Кадр из фильма Носферату

© FICG.mx/Flickr

Нарушения синтеза одной из составных частей гемоглобина, которые, возможно, легли в основу легенд о вампирах, могут иметь генетические причины. К такому выводу пришли медики из Франции и США, статья которых опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS).

Чтобы производить эту небелковую составляющую, гем, печень и костный мозг должны вырабатывать особые соединения, порфирины. Любое генетическое отклонение, влияющее на их производство, сказывается и на уровне гема. Наиболее распространенная форма нарушений синтеза гема, эритропоэтическая протопорфирия (ЭПП), делает кожу больного очень чувствительной к свету. Длительное нахождение вне помещений вызывает у людей болезненные волдыри.

«Люди с ЭПП страдают от хронического малокровия, из-за чего они быстро устают и очень бледны, а из-за повышенной чувствительности к свету они не могут выходить на улицу днем. Даже в пасмурный день ультрафиолетового излучения достаточно, чтобы вызвать появление волдырей и поражение кожи на открытых участках, ушах и на носу», — рассказал один из авторов работы, медик из Гарвардской медицинской школы Барри Пау.

Сейчас пациентам с ЭПП переливают кровь с достаточным количеством гемоглобина, что помогает сдерживать некоторые из симптомов заболевания. В древности похожего эффекта, возможно, добивались, выпивая кровь животных и появляясь вне помещений только ночью. Такое поведение могло привести к появлению легенд о вампирах.

Авторы исследования нашли генетические мутации, способные вызвать ЭПП. Они рассчитывают, что, помимо объяснения природы заболевания, их работа укажет на новые методы его лечения.