Опубликовано 29 августа 2020, 13:59
2 мин.

Блокирование нервных сигналов к поджелудочной железе остановило развитие диабета

Поджелудочная железа мыши с макрофагами (подсвечены зеленым цветом) и симпатическими нервами (обозначены розовым цветом)

© Dr. Gustaf Christofferson/University of Uppsala

Американские ученые пришли к выводу, что причиной отмирания клеток во время диабета 1 типа может быть вегетативная нервная система организма. Результаты экспериментов на мышах показали, что блокирование нервных сигналов от симпатического нерва к поджелудочной железе может предотвратить развитие у пациентов этой болезни. Работа опубликована в журнале Science Advances.

При диабете 1 типа собственные иммунные клетки организма атакуют бета-клетки поджелудочной железы, вырабатывающие инсулин. До сих пор не было точно известно, что именно вызывает этот процесс. Возможно, разгадка заключается в характере гибели бета-клеток, так как многие из них отмирают большими группами, в то время как другие загадочным образом остаются нетронутыми, будто бы что-то заставляет иммунные клетки атаковать только определенные группы бета-клеток, игнорируя другие. Несмотря на существование экологических и генетических факторов риска развития диабета 1 типа, это заболевание часто возникает случайно. Одна из теорий заключалась в том, что области отмирания клеток имеют различия в кровоснабжении или повреждаются вирусом, вызывающим иммунную атаку. Ученые из Института иммунологии Ла-Хойи (Сан-Диего, США) ищут причину этой патологии в воздействии нервных импульсов на иммунные клетки в определенных частях поджелудочной железы.

Чтобы проверить эту теорию, исследователи использовали мышей, которых денервировали хирургическим путем, с помощью нейротоксинов или фармакологических агентов, чтобы заблокировать большую часть сигналов симпатического нерва к поджелудочной железе. Было показано, что отсутствие нервных сигналов защищает бета-клетки от гибели. Прежде чем этот метод можно будет проверить на людях, необходимо разработать надежный метод выявления пациентов с риском развития диабета 1 типа. После этого их можно будет лечить с помощью электростимуляции или же лекарств, блокирующих нервные сигналы.

Новое открытие может объяснить гораздо больше, чем неоднородность в отмирании бета-клеток, наблюдаемую при диабете 1 типа. При некоторых аутоиммунных заболеваниях появляются повреждения похожих структур. Например, нарушение пигментации — витилиго часто выглядит аналогичным образом. Артрит также имеет похожую тенденцию при поражении суставов. Результаты исследования предполагают, что эти патологии также могут иметь нейроиммунологические причины. В дальнейшем исследователи планируют подробно изучить клеточные механизмы, связывающие нервную систему и диабет 1 типа.