Опубликовано 09 декабря 2016, 12:33

Найден фермент, разрушающий опасный токсин синегнойной палочки

© Federico Gambarini/www.globallookpress.com

Биологи из Калифорнийского технологического института (США) и Оксфордского университета (Великобритания) нашли фермент, способный разрушать биопленки, которые образуют бактерии синегнойной палочки, вызывающие хронические инфекции. Исследование опубликовано в журнале Science.

Естественной формой жизни бактерий являются биопленки, которые они образуют. Биопленками называют сообщества бактерий, клетки которых связаны слизью, состоящей в основном из белков и полисахаридов. С помощью таких пленок бактерии защищаются от угроз внешнего мира. Биопленки снижают эффективность антибиотиков и моющих средств.

Синегнойная палочка (Pseudomonas aeruginosa), которая часто присутствует в гнойных ранах, а также связана с циститом, муковисцидозом и кишечными болезнями, обладает высокой устойчивостью к антибиотикам из-за биопленки, которые образуют бактерии. Устойчивость биопленки поддерживает токсичный синий пигмент пиоцианин — продукт жизнедеятельности бактерий. Ученые из Калифорнийского технологического института обнаружили, что фермент под названием пиоцианин диметилаза, выделенный из бактерии Mycobacterium fortuitum, обитающей в почве, блокирует активность пиоцианина и тем самым способствует разрушению биопленки.

Сейчас ученые ищут ферменты, которые могли бы помочь разрушить биопленки других опасных бактерий, помимо синегнойной палочки. По словам биологов, эти ферменты нужно искать в организме бактерий, потому что в мире микробов бактерии давно научились вырабатывать нужные ферменты для борьбы с незваными гостями — другими бактериями.