Опубликовано 16 февраля 2017, 12:02

Найден паразит, вызывающий редкое «кивательное» заболевание

© REUTERS/Hereward Holland

Американские ученые идентифицировали паразитарного червя, который является возбудителем так называемого кивательного синдрома — болезни, поражающей африканских детей. Исследователи представили свою работу в журнале Science Translational Medicine.

Кивательный синдром — это редкое и загадочное заболевание, которое встречается исключительно в небольшом районе восточной Африки. Синдром получил свое название из-за характерных кивательных движений головой, наблюдающихся во время припадков. Болезнь поражает в основном детей от 5 до 15 лет. У больного повреждается гиппокамп и нейроглия, и ребенок начинает заметно отставать от сверстников в физическом и интеллектуальном развитии.

Кивательный синдром изучен недостаточно хорошо, и точные причины его возникновения неизвестны. Однако имеется несколько предположений, в том числе гипотеза паразитарного происхождения болезни. Теперь ученые из Национального института неврологических расстройств и инсульта доказали, что возбудителем заболевания является Onchocerca volvulus — червь, известный тем, что является причиной так называемой речной слепоты.

В ходе своей работы медики сравнили образцы спинномозговой жидкости у детей с кивательным синдромом и у здоровых детей, проживающих на территории африканской республики Уганда. У больных детей в спинномозговой жидкости обнаружилось высокое содержание антител к белку leimodin-1, обычно присутствующего в мышцах. Ученые провели более тщательный анализ и выяснили, что высокий уровень этого белка также присутствовал в областях мозга, которые главным образом поражала болезнь.

Медики установили, что антитела, которые вырабатываются в организме в ответ на белок leimodin-1, также были специфичны к белкам червя Onchocerca volvulus. Ученые пришли к выводу, что белки паразита «маскируются» под белки человеческих мышц. Таким образом, кивательный синдром, скорее всего, является аутоиммунным заболеванием, при котором иммунная система организма ошибочно атакует собственные белки leimodin-1 вместо чужеродных белков червя.

По словам ученых, эффективным лечением этого заболевания будут методы, направленные на иммунную систему. Скорее всего, они будут эффективны и для других форм эпилепсии. Также медики говорят о необходиомости истреблять насекомых-переносчиков опасных червей. Кроме того, нужны дополнительные исследования, чтобы лучше узнать о роли белка leiomodin-1 в организме здоровых людей.