Опубликовано 19 апреля 2019, 12:11

Недостаток витамина D способствует развитию аутоиммунных заболеваний

© Katerina Kon/Science Photo Library/Getty Images/Pexels/Indicator.Ru

Ученые Эдинбургского университета выяснили, как витамин D влияет на иммунную систему и может ли он изменять восприимчивость к таким заболеваниям, как рассеянный склероз. Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers in Immunology.

Витамин D вырабатывается организмом в ответ на солнечный свет. Главная его функция заключается в обеспечении всасывания кальция и фосфора в тонком кишечнике. У детей недостаток витамина D может приводить к рахиту — деформации костей. У взрослых недостаток витамина D может приводить к остеомаляции — размягчению костей.

Команда Эдинбургского университета сосредоточилась на том, как витамин D влияет на иммунную систему организма — способность дендритных клеток активировать Т-клетки. У здоровых людей Т-клетки играют решающую роль в борьбе с инфекциями. Однако у людей с аутоиммунными заболеваниями Т-лимфоциты атакуют собственные ткани и органы. Наблюдая клетки мышей и людей, исследователи обнаружили, что витамин D заставляет дендритные клетки вырабатывать на своей поверхности больше молекул под названием CD31, которые препятствуют активации Т-клеток.

CD31 не дает устанавливать стабильный контакт между дендритными и Т-клетками, предотвращая процесс активации. В результате иммунная реакция значительно снижается. Полученные данные объясняют то, как дефицит витамина D может регулировать иммунную систему и влиять на чувствительность к аутоиммунным заболеваниям.

«Низкий уровень витамина D уже давно считается фактором риска развития аутоиммунных заболеваний, — комментирует свое исследование профессор Ричард Мелланби. — Мы показываем, каким образом он может влиять на иммунную систему».