Опубликовано 01 ноября 2019, 20:00

В клетках человека нашли новые сигнальные системы

© Science Pictures/Getty Images

Исследователи из Копенгагенского университета вместе с американскими коллегами обнаружили новые сигнальные системы: пять рецепторов, сопряженных с G-белком, которые активируются 17 пептидными лигандами. Статья об открытии была опубликована в журнале Cell.

Человеческая клетка имеет большое разнообразие рецепторов на поверхности, с которыми могут соединяться многие молекулы и терапевтические препараты, чтобы активировать сигналы внутри клетки для регулирования различных физиологических функций. Рецепторы, сопряженные с G-белком (GPCR), — это самое большое (и очень важное) семейство рецепторов на клетках человека.

Примерно треть одобренных властями препаратов так или иначе воздействует на рецепторы этого семейства. Но проблема в том, что для некоторых из них ученые так до сих пор и не могут найти сигнальные молекулы, которые могли бы их активировать.

«Исследователи могут потратить всю свою карьеру на изучение одной сигнальной системы GPCR, потому что их терапевтический потенциал огромен, как показывает огромное количество медицинских препаратов, направленных на них. В этом исследовании мы выделили пять новых рецепторов семейства GPCR. Мы считаем, что это может иметь огромные последствия для разработки лекарств», — подчеркивает ведущий автор исследования, профессор кафедры дизайна лекарств и фармакологии Копенгагенского университета Дэвид Глориам.

Потенциальные пептидные лиганды можно найти в так называемом протеоме — совокупности всех белков, выделяемых клеткой, — который состоит примерно из 20 тысяч соединений. В своей работе ученые сосредоточились на пептидах, которые секретируются клеткой, поскольку только такие молекулы могут работать как сигнальные. Затем они отфильтровали те, функция которых уже известна.

Затем авторы использовали машинное обучение, чтобы предсказать, какие потенциальные пептиды могут быть лигандами для некоторых видов GPCR. В результате ученые обнаружили 218 видов пептидных лигандов для 21 рецептора. Проверив работу каждой пары пептид — рецептор в лаборатории, ученые в конечном итоге сузили круг целевых GPCR до пяти, а количество активирующих их молекул составило 27. Исследованные учеными рецепторы оказались связаны с генетическими, неопластическими, нервными и репродуктивными расстройствами.