Опубликовано 28 октября 2018, 18:50

Молодым пациентам при повреждении почек нужно меньше есть

© Pixabay

При остром повреждении почек, которое вызывает, например, ишемия, пациенты должны меньше есть. Правда, положительно это влияет только на молодых больных. Это говорит о том, что старый организм намного чувствительнее к повреждающим факторам, поэтому для пациентов постарше нужно искать более персонализированные методы лечения. Результаты исследования были опубликованы в журнале Cells.

Сейчас для терапии почечных заболеваний нет специализированного лечения. Единственный широко используемый метод — гемодиализ, однако он действует не на причину болезни, а на ее последствия. При различных заболеваниях часто помогает ограничение калорийности рациона. Кроме того, оно помогает увеличивать продолжительность жизни животных. Ученые из МГУ имени М.В. Ломоносова решили использовать этот метод для лечения пациентов с болезнями почек.

«Удивительно, но уменьшение количества потребляемой пищи на треть от обычного рациона оказалось способно сохранить функцию почек в условиях такого тяжелого повреждения как ишемия (инфаркт почки), — рассказывает один из авторов этой работы, сотрудник МГУ имени М.В. Ломоносова Надежда Андрианова. — Положительное действие начинает проявляться всего через месяц после ограничения калорийности питания». При этом ученые пробовали и вообще не давать пациентам еды в течение трех дней, однако это оказалось очень неэффективно.

В экспериментах ученые использовали животных разного возраста и выяснили, что эффективность метода уменьшается с увеличением возраста подопытного. «Это говорит о том, что у старых организмов защитные пути работают не совсем корректно и требуются дальнейшие исследования для улучшения существующей методики, — комментируют авторы работы, Егор Плотников и Дмитрий Зоров. — Возможно старому организму требуется более длительный период ограничения питания, чтобы положительные эффекты проявились в полной мере».

Кроме того, ученые пытались найти молекулярные механизмы, которые отвечают за то, что у молодых животных защитный эффект проявляется, а у старых — нет. В результате они обнаружили, что в защите почки важную роль играет процесс аутофагии, основная задача которого — утилизировать поврежденные компоненты в клетке. У старых животных аутофагия работает хуже, поэтому в их организме накапливается много плохо работающих молекул и органелл. «Мы показали, что этот процесс хуже работает у старых животных, что приводит к накоплению плохо функционирующих молекул и органелл. Это может служить причиной потери защитного эффекта урезания калорийности рациона», — комментируют авторы.

Сейчас специалисты исследуют, поможет ли этот новый метод продлить жизнь приматов, в частности, человека. В дальнейшем ученые планируют начать разработку методов, подходящих для терапии почечного повреждения именно у пожилых людей, а также подробно разобраться в различиях молекулярных механизмов заболеваний почек, возникающих с возрастом.

Работа проводилась при поддержке Российского научного фонда.