Опубликовано 23 ноября 2017, 10:06

Ограниченное использование антибиотиков не спасет от устойчивости

© Pixabay

Биологи выяснили, что бактерии не теряют гены резистентности (устойчивости) к антибиотикам даже после того, как те долгое время с ними не взаимодействуют. Это происходит благодаря горизонтальному переносу генов посредством процесса конъюгации. Ранее считалось, что его интенсивность недостаточна для распространения генов устойчивости. Статья с результатами опубликована в журнале Nature Communications.

Бактерии могут обмениваться генетической информацией не только передавая ее своим потомкам. Так, в процессе коньюгации бактерии могут вводить свою ДНК в другие бактериальные клетки. Часто в ходе коньюгации бактерии переносят плазмиды — небольшие кольцевые молекулы ДНК, отделенные от геномных хромосом. Долгое время было неясно, достаточна ли скорость конъюгации для распространения устойчивости без непосредственной угрозы антибиотика. Из новой работы следует, что ее хватает.

«Результаты стали для меня неожиданными, когда я первый раз увидел данные, — говорит соавтор работы Линчун Ю из Университета Дьюка. — Для всех изученных нами бактерий скорость конъюгации оказалась достаточно большой для поддержания устойчивости, даже если содержание соответствующих генов затратно для организма».

Новая статья показывает, что регулирования количества и типа антибиотиков недостаточно для борьбы с бактериальной устойчивостью. Для продвижения вперед потребуется одновременный прием веществ, затрудняющих обмен генами и способствующих потере плазмид клетками. К счастью, такие вещества уже известны. «Мы провели тот же эксперимент с парой веществ, одно из которых подавляет конъюгацию, а другое стимулирует потерю генов резистентности, — говорит первый автор статьи Алиссон Лопаткин. — Оказалось, что в отсутствии антибиотика нам удалось снять устойчивость четырех патогенов, а у других остановить ее распространение». Теперь авторы намерены искать другие подобные вещества.