Опубликовано 17 мая 2020, 16:35

Определено «окно возможностей» для восстановления ткани сердца стволовыми клетками

© МФТИ

Российские биофизики выяснили возраст репрограммированных стволовых клеток, который лучше всего подходит для восстановления ими ткани сердца. Оказывается, «окно возможностей» открывается в период с 15-го по 28-й день созревания. Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.

В современной регенеративной медицине все чаще используются индуцированные плюрипотентные стволовые клетки (iPSC). Это клетки, которые чаще всего получают «омоложением» до стволовых клеток крови или фибробластов. Так можно получить генетически идентичные для человека клетки для восстановления различных тканей.

Ранее считалось, что для восстановления сердечной ткани необходимо использовать зрелые клетки — возрастом месяц-два. Однако не всегда это работало.

Ученые из Московского физико-технического института и Московского областного научно-исследовательского клинического института им. М. Ф. Владимирского решили проверить, каким будет оптимальный возраст репрограммированных стволовых клеток для подобных операций.

Исследователи подсаживали в модельную систему на культуре сердечной ткани человека iPSC в различных стадиях созревания. Для определения качества образованной сердечной ткани ученые проводили «оптическое картирование»: запускали по модельной сердечной ткани волны возбуждения. Такая «проверка» имитирует работу сердечной ткани в организме человека: чтобы наше сердце сокращалось правильно, волна возбуждения должна распространяться по волокнам согласованно. Оказалось, что лучше всего создают единую возбудимую систему с сердечными клетками модельной культуры клетки возрастом от 15 дней, а после 28 дней такая система не образуется.

«Мы обнаружили, что те клетки, которые подсаживали после 28-го дня от начала дифференцировки, использовать уже нельзя, потому что они не объединяются с сердечной тканью. Они к ней прирастают, но они не функциональны, не создают единства с сердечными волокнами», — говорит руководитель проекта Константин Агладзе, профессор, заведующий лабораторией биофизики возбудимых систем МФТИ.