Опубликовано 27 января 2019, 16:31

Выяснены особенности клеточной терапии при ишемической болезни сердца

© geraldoswald62/Pixabay

Российские ученые опубликовали обзор, посвященный стратегиям лечения последствий ишемической болезни сердца (ИБС) при помощи мезенхимальных стволовых клеток. Эти клетки способны стимулировать процессы восстановления пораженной ткани, и при этом не вызывают негативной реакции со стороны иммунной системы. Такие особенности позволяют использовать их в различных областях регенеративной медицины. Работа опубликована в журнале Current Pharmaceutical Design.

Ишемическая болезнь признана одной из главных причин смертей во всем мире. Это нарушение кровоснабжения сердца, при котором его клетки (кардиомиоциты) отмирают. В результате работа органа ухудшается, что может привести к инвалидности и даже смерти больного. Естественное обновление популяции кардиомиоцитов происходит медленно, особенно у пожилых людей, чаще страдающих от ишемической болезни. Одним из перспективных подходов последних лет стала стимуляция восстановления поврежденной ткани при помощи мезенхимальных стволовых клеток (МСК). Они распространены во многих тканях организма (костный мозг, кровь, плацента и прочее) и способны дифференцироваться в несколько типов клеток, в том числе в кардиомиоциты. Однако это происходит редко, и основная ценность МСК состоит в том, что они синтезируют биологически активные вещества. С их помощью можно привлечь в поврежденное место новые стволовые клетки, образующие кровеносные сосуды и частично замещающие погибшие кардиомиоциты.

«Применение технологий клеточной терапии для лечения ИБС активно изучалось с начала 2000-х годов. Наш обзор посвящен использованию мезенхимальных стволовых клеток в терапии этого опасного заболевания», — рассказывает Михаил Коноплянников, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник отдела современных биоматериалов Института регенеративной медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

Ученые рассмотрели известные стратегии модификации культуры МСК для улучшения ее регенеративного потенциала. Наравне с усилением работы генов, ответственных за синтез биологически активных соединений, многообещающей стала подготовка клеток в условиях недостатка кислорода, характерных для ткани, пораженной ИБС. Этого можно добиться, например, обработав культуру специальными веществами (окситоцин, оксид азота и прочее). Другая важная для клеточной терапии тема — способ доставки клеток в нужное место. Авторы описали традиционные методики (введение в полость кровеносных сосудов, при помощи катетеров и инъекции в сердечную мышцу), однако особо отметили перспективность различных носителей. Их изготавливают из синтетических и природных материалов, а затем используют как основу для прикрепления МСК и вводят в пораженное место.

«Эксперименты на животных доказали эффективность терапии МСК в лечении ишемической болезни сердца, однако результаты клинических испытаний неоднозначны и зачастую неудовлетворительны. Вероятно, это связано с тем, что пока нет единой устоявшейся технологии подготовки клеток и проведения самой процедуры. В любом случае, продолжающиеся работы дают надежду на успех», — заключает Михаил Коноплянников.

Стволовые клетки для терапии ИБС и возможные пути их доставки в сердце.