Опубликовано 02 августа 2018, 16:32

Свиньям пересадили полученные в лаборатории легкие

© Veterinarians On Call/YouTube

Биоинженеры создали каркасы, засадили их клетками легкого свиньи и через месяц пересадили четырем животным. По прошествии двух месяцев никаких признаков отторжения органа не проявилось, гибридное легкое продолжало развиваться без дополнительного медикаментозного вмешательства. Кроме того, его заселило бактериальное сообщество из второго, «родного» легкого. Результаты изложены в журнале Science Translational Medicine.

Во многих странах мира остро стоит проблема трансплантации — многие пациенты годами стоят в очереди на операцию, но доноров органов зачастую не хватает. В качестве альтернативы ученые создают искусственные каркасы для органов, которые затем заселяют человеческими клетками. Однако этот путь очень сложен, так как у органов зачастую очень сложная внутренняя структура, которую необходимо повторить с высокой точностью. Кроме того, подобные операции могут сопровождать осложнения, вплоть до смертельных, что лучше всего демонстрирует пример хирурга Паоло Маккиарини, который пересаживал трахеи, но из-за не полностью продуманной методики все его пациенты скончались.

В новой работе ученые пишут о том, что получили легкие для пересадки и успешно пересадили их свиньям. Каркасы они получили, удалив из легкого неродственного животного все живые клетки, чтобы осталась только белковая основа. Ее погружали в резервуар со специальной смесью питательных веществ и добавляли клетки свиньи, которой это легкое собирались пересаживать. Сама операция прошла через месяц. В течение двух недель после нее в пересаженном органе начинала появляться полноценная сеть кровеносных сосудов.

«Биоинженерное легкое продолжало развиваться после операции без введения каких-либо факторов роста, тело само предоставляло все необходимые вещества, — говорит руководитель коллектива Хоакин Кортелия из Техасского университета (США). — Мы знаем, что животные получали достаточно кислорода, так как у них оставалось одно "родное" легкое. Однако даже после двух месяцев пересаженный орган еще недостаточно сформировался для того, чтобы мы могли полностью переключить дыхание на него». Авторы намерены продолжать следить за здоровьем подопытных свиней, чтобы узнать о долговременных последствиях такой операции.