Опубликовано 02 апреля 2020, 18:00

Вакцину от COVID-19 впервые успешно испытали на мышах

© Thomas Samson/AFP

Медики Питтсбургского университета объявили об успешном испытании потенциальной вакцины против SARS-CoV-2 — нового коронавируса, вызывающего пандемию COVID-19. Проведенные на мышах исследования — первые, подвергнутые peer review, — показали, что вакцина помогает организму производить антитела, специфичные к SARS-CoV-2 в количествах, достаточных для нейтрализации вируса. О своих успехах команда сообщила в журнале EBioMedicine.

«У нас уже был опыт по созданию вакцины от SARS-CoV в 2003 году и MERS-CoV в 2014. Эти два вируса, которые тесно связаны с SARS-CoV-2, научили нас, что спайковый белок на поверхности вирусной оболочки важен для создания иммунитета против вируса. Мы точно знали, в какую сторону надо двигаться, чтобы бороться с этим новым вирусом, — говорит соавтор статьи, сотрудник кафедры хирургии Питтсбургского университета Андреа Гамботто. — Вот почему так важно финансировать исследования вакцин. Никогда не знаешь, откуда придет следующая пандемия».

По сравнению с экспериментальной мРНК-вакциной, клинические испытания которой только что начались, описанный в новой статье препарат, который авторы называют PittCoVacc (Pittsburgh Coronavirus Vaccine), использует более проверенный подход к созданию такого рода веществ — использование частей вирусного белка для создания иммунитета. Так же работают и существующие сегодня прививки от гриппа.

Исследователи также использовали новый подход к доставке препарата к тканям. Он заключается в применении массива микроигл. Этот массив представляет собой пластырь размером с кончик пальца, содержащий на своей поверхности 400 крошечных игл, который доставляет кусочки спайкового белка в кожу, где иммунная реакция организма наиболее сильна. Устройство действует как лейкопластырь, а затем иглы, которые полностью состоят из сахаров и кусочков белка, просто растворяются в коже.

Плюс новой системы также в ее масштабируемости. Участки спайкового белка созданы с помощью «клеточной фабрики» — культурами клеток, созданных специально для производства протеина SARS-CoV-2. Такие фабрики можно масштабировать, чтобы многократно повысить объемы производства вакцины. Очищать получаемый белок также можно в промышленном масштабе. Массовое производство массива с микроиглами включает прессовку смеси белков и сахаров в специальной форме с помощью центрифуги. После изготовления вакцина сохраняет стабильность при комнатной температуре достаточно долго, чтобы ее можно было перевезти и использовать по назначению.

При тестировании PittCoVacc на мышах ученые заметили у них всплеск антител против SARS-CoV-2 в течение двух недель после введения препарата. Животных еще не проверяли в долгосрочной перспективе, но исследователи отмечают, что мыши, которые получили вакцину против MERS-CoV, произвели достаточный уровень антител, чтобы нейтрализовать вирус по крайней мере в течение года. Наблюдаемые в эксперименте с вакциной от SARS-CoV-2 показатели имеют ту же тенденцию.