Опубликовано 27 марта 2019, 13:34

Пластичность стволовых клеток крови регулирует их выход в кровеносное русло

© Pixabay/Indicator.Ru

Международная исследовательская группа выявила, какие белки способствуют выходу стволовых клеток из красного костного мозга в кровеносное русло. Технология позволит более эффективно проводить пересадку тканей. Результаты были опубликованы в журнале Cell Stem Cell.

Красный костный мозг представляет собой важнейший орган кроветворения, где пул гемопоэтических (кроветворящих) клеток дает начало жизненно необходимому компоненту крови: каждая кровяная клетка берет начало здесь. В норме гемопоэтические клетки закреплены в костных полостях, где они активно делятся, производя на свет все новые и новые копии, которые выходят в кровеносное русло и встают на замену уже отслуживших. Однако при ряде заболеваний крови или костного мозга пациенту требуется трансплантация ткани с тем, чтобы заменить костный мозг на здоровый или усовершенствованный.

Пересадка красного костного мозга подразумевает полное или частичное уничтожение собственной ткани реципиента и введение взамен ткани донора. Специальный препарат (G-CSF) стимулирует выход донорских гемопоэтических клеток из костей, а сепаратор выделяет фракцию стволовых клеток из кровеносного русла. После этого полученную ткань можно заселять в костные полости пациента.

Результаты, полученные группой ученых, показали, что гибкие клетки эффективнее выходят в кровь, в то время как жесткие клетки удерживаются в полости и осуществляют свое прямое назначение.

Чэн-Куй Цюй, профессор педиатрии в Медицинской школе Университета Эмори и ведущий соавтор исследования, с коллегами изучали фермент Ptpn21, который экспрессируется в стволовых клетках крови. В сотрудничестве с белком Septin1 он участвует в поддержании упругости цитоскелета. У мутантных мышей без Ptpn21 индуцируется выход стволовых клеток в кровеносное русло благодаря возрастающей физической деформируемости: cтволовые клетки мышей-мутантов легче протискиваются через узкие поры костей. Так, мутантные клетки обладают повышенной подвижностью, высоким уровнем смертности и нарушенной способностью к восстановлению. Также ученые показали, что схожий эффект оказывает белок блебистатин, а вот Septin1 приводит к обратному эффекту — возвращает клеткам утерянную жесткость.

«Мы выявили, что кроветворные стволовые клетки более жесткие и менее деформируемые, чем зрелые клетки крови, — поясняет Цюй. — Результаты предполагают, что биомеханика клеток может быть использована для улучшения терапии на основе стволовых клеток».