Опубликовано 31 января 2019, 10:17

Разработан новый тип поиска ферментов для синтеза лекарств

Аспартатаминотрансфераза из клеток E. coli

© Wikimedia Commons

Профессор БФУ им. И. Канта в составе международного коллектива ученых провел исследование универсальных ферментов-трансаминаз, которые участвуют в обмене веществ между клетками. Эти ферменты являются ключевыми в создании строительных блоков для открытия новых лекарств. Результаты исследования опубликованы в журнале Applied and Environmental Microbiology.

Многие соединения, применяемые в качестве лекарств, должны обладать особым свойством, которым обладают все самые важные молекулы в организме человека. Это свойство — хиральность. Это означает не совпадение молекулы со своим зеркальным отражением, то есть существование двух ее разновидностей — D- и L-энантиомерах. Химическая формула у таких соединений одинакова, но биохимическая активность различается. Удивительно, но в нашем организме присутствуют только D-сахара и L-аминокислоты. Например, D-аминоксилоты в организме работать не будут.

Учитывая эту специфику, ученые давно ищут и разрабатывают ферменты, способные синтезировать соединения с особой хиральностью. К таким ферментами относятся трансаминазы. Однако известные соединения данного типа часто обладают недостаточно высокой степенью активности для широкого применения. Существует много методов поиска трансаминаз, которые очень разнообразны по своему строению.

В рамках новой работы учеными был разработан специальный подход для геномного и метагеномного скрининга, то есть поиска этих ферментов. В рамках такого подхода исследователи ищут не сами ферменты, а их гены, сравнивая закодированные в них последовательности аминокислот с составом известных соединений. С помощью разработанного авторами подхода уже удалось идентифицировать 10 генов, которые кодируют трансаминазы. Найденные ферменты обладают разными свойствами и наиболее эффективно проводят различные реакции.