Медицина

Создан новый препарат для снижения артериального давления

PxHere

Российские ученые разработали принципиально новый препарат, который не дает артериальному давлению повышаться. Он блокирует синтез специфичных белков в клетках сердца, стимуляция которых повышает давление. Это открывает новые возможности для терапии. Работа поддержана грантом Российского научного фонда (РНФ), статья об исследовании опубликована в Journal of Hypertension.

Гипертоническая болезнь — хроническое заболевание, характеризующееся стойким повышением артериального давления. При этом также поражаются такие органы и системы, как сердце, сосуды, мозг и почки. Это одно из наиболее распространенных заболеваний человека. Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения, гипертонией страдают 20–30% взрослого населения планеты. Причины возникновения гипертонической болезни до конца неизвестны, но ее развитию способствуют курение, чрезмерное употребление алкоголя, малоподвижный образ жизни, стрессы и нерациональное питание. Один из важнейших факторов, вызывающих повышение артериального давления, — эмоциональный стресс.

Российские ученые разработали препарат для лечения стресс-зависимой гипертонической болезни. Он воздействует на присутствующие в клетках сердца специальные бета-1-адренорецепторы, представляющие собой встроенные в клеточную оболочку белки. При стимуляции этих белков сила и частота сердечных сокращений увеличивается, что служит одной из причин развития гипертонической болезни. Во врачебной практике широко применяют препараты, блокирующие бета-адренорецепторы (бета-блокаторы).

Структура рецепторов кодируется соответствующим геном в ДНК. Однако, прежде чем наследственная информация будет переведена в форму белка, она должна быть считана в форме мРНК, которая послужит матрицей для синтеза аминокислотной последовательности белка. Известно, что при стрессе увеличивается количество бета-1-адренорецепторов и соответствующей мРНК в клетках. Если «заблокировать» матрицу для синтеза белка, можно предотвратить образование рецепторов и, следовательно, повышение артериального давления. Основываясь на этом принципе, ученые создали новый препарат. На испытаниях выяснилось, что с использованием препарата артериальное давление снижается на 10–12 мм рт. ст. в течение 4–5 дней.

Разработка ученых превосходит традиционные лекарства благодаря увеличению срока его действия и, главное, его специфичности: блокируется ключевой механизм развития заболевания, что исключает побочные эффекты. На этом основана перспектива использования этого и других подобных препаратов в клинической практике.

Исследование провели ученые НГУ, Института цитологии и генетики СО РАН и Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН.