Медицина

Одной из причин шизофрении может быть транспортный белок

Journal of Neuroscience

Японские ученые выяснили, что белок ABCA13, переносящий внутри клетки холестерин, может стать одной из причин психических расстройств. Дело в том, что его отсутствие нарушает работу нервных клеток из-за недостатка холестерина. Исследование опубликовано в Journal of Biological Chemistry.

За транспорт холестерина внутри клетки отвечают специальные белки. Один из них называется ABCA13. Он принадлежит к семейству АТФ-связывающих кассетных транспондеров (ABC), которые перемещают холестерин и другие вещества внутри клетки. Японские ученые исследовали, как действует этот белок в различных клетках человека. В рамках работы они также отключали ген, который кодирует ABCA13 у мышей и рассмотрели влияние мутировавших ABCA13 на клетки человека. В результате ученые выяснили, что ABCA13 — это большой белок, который локализован в клеточных везикулах и помогает транспортировать холестерин от клеточной мембраны в везикулы.

«Мы обнаружили, что ABCA13 ускоряет интернализацию холестерина в клетках и что его потеря функции связана с патофизиологией некоторых психических расстройств», — рассказал один из исследователей, Кадзумицу Уэда из Института комплексных исследований клеток и материалов (iCeMS) при Киотском университете.

Мыши, у которых ученые отключили кодирующий ABCA13 ген, физически были в порядке и имели нормальную продолжительность жизни. Но серия поведенческих испытаний показала аномальные результаты для «теста испуганной реакции и предымпульсного торможения». Обычно слабый «предымпульсный» стимул, возникающий перед каким-либо пугающим фактором, например звук, может уменьшить чувство испуга от следующего за ним пугающего фактора. Однако для некоторых психологических расстройств характерна ситуация, когда предимпульс не подготавливает людей, и они все равно пугаются главного фактора. Аналогичная ситуация проявилась у некоторых выведенных для эксперимента мышей, у которых не было ABCA13.

Обнаружив это, ученые захотели выяснить, как делеция ABCA13 повлияла на нервные клетки головного мозга. Они обнаружили, что у мышей, лишенных этого белка, везикулы в нервных окончаниях головного мозга не накапливали холестерин. Везикулы жизненно важны для передачи информации между нервами, а недостаток холестерина мешает их работе. Поэтому проблема отсутствия белка ABCA13 может вносить свой вклад в патофизиологию психических расстройств. Затем ученые исследовали человеческие клетки, которые содержали мутировавшие версии ABCA13, предположительно связанные с некоторыми психическими расстройствами. Ученые обнаружили, что они нарушают функции ABCA13 и способность локализоваться в везикулах.

Ученые предполагают, что дальнейшие исследования функций ABCA13 могут привести к разработке новых терапевтических стратегий для психических расстройств, таких как шизофрения, биполярное расстройство и депрессия.