Опубликовано 31 декабря 2019, 13:18

Китайский суд вынес приговор отредактировавшему геном трех детей ученому

Хэ Цзянкуй

© Anthony Kwan/Bloomberg via Getty Images

Проведший эксперимент по генетическому редактированию человеческих эмбрионов китайский биолог Хэ Цзянькуй приговорен трем годам тюрьмы и выплате трех миллионов юаней (около 26, 5 млн рублей), сообщает агенство «Синьхуа» со ссылкой на решение суда района Наньшань города Шэньчженя.

Вместе с ним осуждены еще два сотрудника Южного научно-технологического университета в Шэньчжэне – Чжан Женьли и Цинь Цзиньчжоу. Первый приговорен к двум годам тюрьмы и штрафу в миллион юаней, второй к полутора годам и штрафу в 500 тыс. юаней.

«Ни один из обвиняемых не обладал необходимой врачебной квалификацией. Они жаждали славы и богатств, и осознанно нарушили законодательство страны в области научных исследований и медицинских процедур», — приводит газета South China Morning Post решение суда.

Медики подделали необходимые для разрешения этического комитета документы. Более того, были фальсифицированы документы для медицинского центра - проводившие операцию врачи не знали, что имплантируют пациенткам генетически модифицированные эмбрионы. Сообщается, что все три подсудимых признали себя виновными. Процесс проходил в режиме секретности для сохранения неприкосновенности личной жизни участвовавших в процессе.

В ноябре 2018 года Хэ Цзянькуй сообщил о рождении двух девочек-близнецов с отредактированным геномом. Эмбрионы семи пар модифицировали при помощи технологии CRISPR-Cas9 in vitro во время экстракорпорального оплодотворения и затем пересаживали женщинам. Целью исследователей было исправить ген CCR5, сделав детей устойчивыми к ВИЧ, оспе и холере, поскольку этот белок обеспечивает возможность заражения. Позже на Международном саммите в Гонконге Хэ Цзянкуй показал часть своих результатов и рассказал о второй беременности, в результате которой должен был появиться третий ребенок с отредактированным геномом.