Медицина

Проведен успешный опыт по созданию синтетических стволовых клеток

Alice Harvey, NC State University

Ученые синтезировали имитирующие клетки частицы, которые можно использовать вместо стволовых клеток в регенеративной медицине. Полученные частицы уменьшают риск развития опухолей и иммунного отторжения. Работа международного коллектива ученых опубликована в журнале Nature Communications.

Терапия с использованием стволовых клеток применяется для стимулирования эндогенного заживления. Они помогают в лечении поврежденных тканей при помощи выделения паракринных факторов, то есть гормонов, факторов роста и других веществ, оказывающих воздействие на соседние клетки органа. Подобные методы могут быть эффективны, но связаны с рисками осложнений. Также стволовые клетки требуют тщательного хранения и многоступенчатого процесса определения типа, перед тем как они могут быть использованы.

Ке Чен, ведущий автор исследования и профессор молекулярной биомедицины Университета штата Северная Каролина, и его коллеги изготовили имитирующие клетки микрочастицы из сополимера молочной и гликолевой кислот (PLGA), являющегося биоразлагаемым и биосовместимым веществом. Затем они собрали факторы роста из культуры стволовых клеток сердца человека и поместили их в созданную частицу. На последнем этапе они покрыли частицу мембраной стволовой клетки. Результаты были успешно опробованы в пробирке и на мышах с инфарктом миокарда.

«Искусственные клетки работают примерно так же, как инактивированная вакцина, — говорит Чен. — Мембраны позволяют им обходить иммунный ответ, связываться с тканями сердца, выпускать факторы роста и стимулировать заживление, при этом они не в состоянии размножаться». Искусственные клетки намного прочнее и выдерживают заморозку. Также их необязательно получать из родных клеток каждого пациента. Этот метод может быть использован с любыми типами стволовых клеток.