Опубликовано 25 июня 2019, 20:02

Ученые приблизились к разгадке механизмов обработки речи в мозге

Лабораторная мышь

© dpa/picture alliance

Ученые из Городского университета Нью-Йорка пронаблюдали различные специализации между левым и правым слуховыми центрами мозга мышей и обнаружили различия в схемах их соединений, которые могут объяснить их различные функции обработки речи. Статья, посвященная исследованию, опубликована в журнале Nature Communications.

В 1860-х годах французский врач Поль Брока опубликовал свои выводы о том, что центр речи находится в левом полушарии мозга. Хотя с тех пор ученые подтвердили, что левая половина мозга доминирует в языковой обработке, причины этой латерализации остаются неясными.

«Латерализация языковой обработки в слуховых корковых областях мозга известна уже более 150 лет, но функция, нейронные механизмы и развитие этой специализации до сих пор неизвестны», — отметил один из исследователей, профессор биологии в Городском колледже Нью-Йорка Хиселл Овьедо.

Одна общая особенность вокализаций мышей, на которых проводили эксперименты, — звуки с резким падением высоты тона в речи. Левая слуховая кора у подопытных показала большую активацию в ответ на тональные последовательности, тогда как правая слуховая кора отвечала одинаково на любые изменения тональности. Специализация для обнаружения определенных тональных последовательностей, преобладающих в вокализациях, может лежать в основе доминирования левого слухового центра в обработке содержания или значения речи, в то время как общая схема правого слухового центра может лежать в основе его доминирования в обработке интонации и тональности речи.

Примечательно, что специализированные различия между левой и правой сторонами не являются врожденными. Скорее всего, по словам автора работы, различия между их схемами зависят от акустической среды, в которой росла мышь.

В дополнение к ответам на давние вопросы в нейронауке и языковой обработке результаты исследования могут привести к лучшему пониманию некоторых проблем психического здоровья, так как расстройство аутистического спектра связывают с неспособностью развития латерализованной языковой обработки между двумя половинами мозга. Аномальная латерализация также является фактором риска слуховых галлюцинаций при шизофрении.