Опубликовано 08 апреля 2021, 12:06
2 мин.

Разработано первое лекарство от COVID-19 в форме таблеток

© Tom Varco/Wikimedia Commons/Pfeizer

Фармацевтическая корпорация Pfizer разработала первое перорально вводимое лекарство от COVID-19. Его можно будет использовать дома, а также принимать для профилактики. Препарат был представлен на собрании Американского химического общества и сейчас проходит фазу I клинических испытаний.

Разрабатываемые препараты для лечения коронавирусной инфекции вводятся внутривенно. В своей работе команда Pfizer разработала первый противовирусный препарат, который может эффективно работать в форме таблеток. Действие лекарства нацелено на основную протеазу SARS-CoV-2, необходимую вирусу для размножения.

Разработать противовирусный препарат сложно: необходимо понять полную картину взаимодействия вируса с клетками и механизм работы лекарства, доказать эффективность, а также показать безопасность для организма. Несмотря на широкую лекарственную базу для лечения различных заболеваний, в мире существует мало препаратов, нацеленных на вирусные белки. Так, в прошлом году единственным истинно противовирусным препаратом на рынке было лекарство, направленное на вирус папилломы человека. После начала пандемии коронавируса SARS-CoV-2 интерес ученых к разработке противовирусных препаратов возрос. Сейчас уже много известно о строении и механизмах размножения SARS-CoV-2 в клетках человека. Определена структура почти всех белков SARS-CoV-2. Все это открыло возможности для разработки препаратов, направленных на подавление размножения вируса через взаимодействие с его компонентами.

В своей работе вирусологи нашли и изучили вещество, которое можно вводить перорально. Оно блокирует действие основной протеазы коронавируса, так как обратимо связывается с одной из аминокислот этого фермента — цистеином. Заблокированный таким образом фермент не способен расщеплять незрелые белки коронавируса, что препятствует созреванию и размножению SARS-CoV-2. Если по результатам всех клинических испытаний препарат PF-07321332 окажется безопасен и эффективен, его можно будет принимать вне больниц. Более того, люди, которые контактировали с заболевшими SARS-CoV-2, могут использовать его для профилактики заболевания. Ученые отмечают, что препарат может быть полезен также для борьбы с другими коронавирусами для предотвращения возможных вспышек заболеваемости.

Автор: Елена Протасова