Опубликовано 08 декабря 2016, 09:24

Риск развития многих заболеваний оказалось возможным определить по одному гену

3D-структура гена

© Dudas 91/Wikimedia Commons

Ученые из Уппсальского университета выяснили, что генетические различия в гене FADS1 ведут к различным способностям у гена производить полиненасыщенные жирные кислоты (омега-3 и омега-6). Это влияет на процесс обмена веществ и развитие многих воспалительных заболеваний. Свои выводы ученые изложили на страницах журнала Nucleic Acids Research.

«После детальных экспериментов мы определили мутации в области, непосредственно участвующей в регуляции FADS1», — сказал автор исследования Ган Пань.

Ученые показали, что область гена, регулирующая FADS1, появились 6 миллионов лет назад и присутствует только у человека и шимпанзе. Увеличение производства омеги-3 и омеги-6 оказалось благоприятным для развития мозга, что способствовало эволюции человека. Мутация произошла 300 тысяч лет назад, что еще больше увеличило способность гена производить омегу-3 и омегу-6.

Раньше люди потребляли одинаковое количество омеги-3 из рыбы и овощей, а также омеги-6 из мяса и яиц. «В рационе современного человека омеги-6 содержится в избытке, что может привести к развитию многих заболеваний», — отметил Пань.

Генетическая разница в FADS1 влияет на уровни липопротеинов низкой и высокой плотностей, на уровни нескольких других важных жиров, содержание сахара в крови и развитие метаболического синдрома. Это увеличивает риск развития воспалительных заболеваний, ревматизма, рака толстой кишки.

Ученые отметили, что полиненасыщенные жиры участвуют в огромном количестве процессов и результаты исследования позволят целенаправленно лечить некоторые заболевания.

Теги #Ген