Опубликовано 01 января 2017, 13:39

С 2017 года в России можно применять клеточную терапию

Фибробласты, полученные из стволовых клеток костного мозга

© Chinmaya Mahapatra/Wikimedia Commons

В рамках федерального закона, который вступил в силу первого января, в России теперь можно использовать клеточную терапию. Об этом ТАСС рассказал один из разработчиков закона, директор Института биологии развития имени Н.К. Кольцова РАН Андрей Васильев.

23 июня 2016 Владимир Путин подписал Федеральный закон № 180-ФЗ «О биомедицинских клеточных продуктах». Он вступил в силу первого января 2017 года, и ученые надеются, что это станет началом развития новой отрасли биомедицины. В законе говорится о таких понятиях, как «клеточная линия», «донор биологического материала» и «комбинированный биомедицинский клеточный продукт». «Со вступлением в силу закона получат развитие биомедицинские исследования, сформируется новая высокотехнологическая промышленность, но главное, пациенты смогут получить высокоэффективное лечение с применением выращенных вне организма клеток, качество и безопасность которых будут гарантированы государством», — рассказал ТАСС Васильев.

Биомедицинские клеточные продукты (БМКП) создаются из небольших, размером в несколько миллиметров, образцов клеточного материала, взятого у пациента. «В процессе производства клетки масштабируют, модифицируют, сочетают с какими-то другими лекарственными средствами, и в процессе производства появляется новое качество — биомедицинский клеточный продукт. Учитывая современные технологические возможности, из небольшого биоптата (материал, полученный биопсией) кожи можно получить нейроны или клетки сердца. Возможности тут становятся безграничными», — объяснил Васильев ТАСС.

С помощью клеточной терапии ученые планируют восстанавливать нервную систему, сердце и лечить его острые воспаления. Также клеточные вакцины можно применять для лечения инсулинозависимого диабета и при борьбе с раком и ВИЧ.

Ученые прогнозируют, что уже в 2018 году появятся новые продукты. «Думаю, первыми станут БМКП для восстановления хряща, кости, кожи, роговицы, уретры», — заключил Васильев в разговоре с представителем ТАСС.