Опубликовано 01 апреля 2020, 19:39

Получено самое детальное изображение норовируса

© University of Leeds

Исследователи из Лидского университета совместили 13 тысяч снимков норовируса, полученных с помощью электронного микроскопа, и получили изображение высокого разрешения, которое позволит ответить на вопрос, почему патогены этого рода такие опасные. О результатах исследования сообщается в журнале PLOS Biology.

Вирус Норуолк — единственный представитель рода норовирусов — ответственен за 12 тысяч смертей ежегодно, особенно у населения с низкими доходами. Часто норовирусную инфекцию называют кишечным или желудочным гриппом. И хотя мытье рук и длительное кипячение воды по-прежнему остаются лучшими способами профилактики норовирусной инфекции, от заражения патогеном не застрахован никто. Течение болезни острое и обычно длится от одного до двух с половиной дней. Умирают от него чаще всего дети, люди пожилого возраста и лица с ослабленным иммунитетом.

Чтобы лучше узнать структуру вируса и выведать его «секреты», которые помогут лучше бороться с ним, команда исследователей изучила патоген с помощью криоэлектронной микроскопии — метода, при котором организмы охлаждаются до криогенных температур, а затем делаются их снимки с помощью электронного микроскопа. Это позволяет зафиксировать такие небольшие объекты, как вирусы, в неподвижном состоянии и получить детальную информацию об их структуре.

В новом исследовании авторы сделали более 13 тысяч снимков патогена. Из соображений безопасности они использовали в своем исследовании мышиный штамм норовируса, который очень похож на человеческие. В результате авторы показали, что капсид — белковая оболочка вируса — является динамичным. Кажется, его части способны двигаться независимо друг от друга. Такая возможность, согласно выводам исследования, может позволить патогену подготовиться к инфицированию в зависимости от внешней среды. Например, он может определить, что находится в человеческом пищеварительном тракте, и начать заражать клетки, производя свои копии и распространяясь по всему организму.

Это означает, что вакцину против норовируса будет разработать сложнее. Так как белки капсида могут изменяться, то иммунной системе будет труднее «нацелиться» на них, чтобы распознать и убить вирус. Теперь исследователи поняли, что им стоит сосредоточиться на другом типе белков для вакцины, которые вели бы себя так же динамично и при введении в организм смогли подготовить иммунную систему к инфекции.