Опубликовано 18 сентября 2019, 17:07

Сердца профессионального футболиста и любителя лежать на диване не различаются

Женщины народа тараумара и обычные участники во время ультрамарафона

© Jose Luis Gonzalez/Reuters

Международная команда исследователей выяснила, как сердце человека приспособлено для бега на длинные дистанции. У бегунов левый желудочек сердца тонкостенный и удлиненный, в то время как у американских футболистов, любителей полежать на диване и шимпанзе — толстостенный, округлый и небольшой. Работа была опубликована в Proceedings of the National Academy of Sciences.

«Люди — феноменально выносливые бегуны с точки зрения скорости, энергетических затрат и расстояния, — поясняет антрополог из Гарварда Даниэль Либерман. — На самом деле вам не составит труда обогнать пони. Ни один другой примат на это не способен». Если большинство млекопитающих не выдерживают галоп более 10-15 минут, то человек может бежать часами. Согласно гипотезе, гоминиды стали отличными бегунами около двух миллионов лет назад. Современных людей выносливыми марафонцами делают амортизирующие суставы, пружинящие сухожилия и экономный метаболизм. До сих пор, однако, не было известно, как отбор по предрасполагающим к продолжительному бегу генам отразился на сердце.

Исследовательская группа — в том числе и ученые из Гарвардской медицинской школы — решила разобраться с этим вопросом. Ученые ультразвуком исследовали сердца более 160 взрослых мужчин из четырех групп: бегунов на длинных дистанциях, малоподвижных взрослых, лайнменов, а также индейцев из племени тараумара (известных своими способностями к бегу). Для контроля ученые также посмотрели на сердца 43 взрослых шимпанзе мужского пола. На снимках ученые сравнивали самую толстостенную из четырех камер сердца — левый желудочек.

Согласно результатам, у бегунов и индейцев были большие, удлиненные желудочки с тонкими стенками — черты, которые помогают перекачивать большие объемы крови в течение длительного времени. Спортсмены, в тренировках которых преобладают короткие интенсивные упражнения, — обладатели более коротких и широких желудочков с более толстыми стенками. Равно как и любители малоподвижного образа жизни. У шимпанзе с их короткими всплесками активности (борьба или лазание) желудочки были самые короткие и толстые.

Исследование показало, что сердца людей тоже оптимизированы для выносливости. Во время интенсивной нагрузки артериальное давление быстро растет. А значит, небольшой объем камеры, толстые стенки и округлые формы полезны футболистам и шимпанзе. Однако даже жизнь без этих нагрузок, похоже, приводит к такому же результату.