Опубликовано 25 октября 2019, 21:31

Найдены ответственные за слепоту у пожилых людей клетки

© Max Pixel/National Eye Institute/Wikimedia Commons/Indicator.Ru

Исследователи из США выяснили, что глиальные, сосудистые, а также колбочковые клетки связаны с с дегенерацией макулы. Это ведет к прогрессирующей слепоте у пожилых людей. Статья об открытии опубликована в журнале Nature Сommunications.

Возрастная макулодистрофия — одна из главных причин слепоты у людей старше 55 лет. Это заболевание приводит к прогрессирующей потере центрального зрения. Существуют две ее формы. Влажная вызвана ростом аномальных кровеносных сосудов под макулой (называемой также желтым пятном), которые можно смягчить регулярными инъекциями в глаз. Есть также сухая форма заболевания, которая характеризуется накоплением желтых отложений, называемых друзами, в макуле. Кроме витаминных добавок, лечения для этой формы макулодистрофии пока не найдено.

Хотя современные методы терапии позволяют несколько смягчить симптомы заболевания, с течением времени может наблюдаться продолжительная прогрессирующая потеря зрения при обеих его формах.

Геномные исследования выявили почти три десятка генов, которые играют определенную роль в развитии заболевания, однако ученые до сих пор не знали, где именно в глазу происходят повреждения, приводящие к макулодистрофии. Но команда ученых из Йельского и Гарвардского университетов, а также Массачусетского технологического института использовала новое одноклеточное секвенирование РНК (single-cell RNA sequencing, scRNA-seq) для создания первого всеобъемлющего атласа сетчатки глаза человека. Ученые также использовали технологию анализа данных, чтобы выяснить воздействие генов на конкретные типы клеток.

Ученые обнаружили, что гены влияют преимущественно на глиальные, сосудистые клетки и колбочки. В планах авторов работы — дальнейшие исследования этих типов клеток. По словам ученых, полученные ими данные можно использовать для разработки методов лечения возрастной макулодистрофии.