Опубликовано 12 апреля 2019, 16:38

Тау-белок накапливается в клетках мозга бывших игроков в американский футбол

© Javier Zarracina/Getty Images

Позитронный эмиссионный томограф выявил накопление тау-белка в клетках мозга бывших членов Национальной футбольной лиги США. Чем больше стаж, тем больше отложения. Результаты были опубликованы в The New England Journal of Medicine.

В 1928 году американский врач впервые описал развитие у боксеров постравматического неврологического синдрома, называемого деменцией, или хронической травматической энцефалопатией. Ухудшение памяти, нарушение координации, снижение умственных способностей и головокружение — последствия частых легких травм головы. Тау-белок, призванный стабилизировать клеточный скелет, после ряда сотрясений мозга избыточно фосфорилируется и формирует фибриллярные клубки. Патогенез синдрома схож с патогенезом болезни Альцгеймера, в котором наиболее вероятными причинами считаются отложения тау-белка и бета-амилоида.

В эксперименте приняли участие 26 бывших игроков НФЛ в возрасте от 40 до 69 лет с когнитивными и поведенческими симптомами и контрольная группа из 31 мужчины других профессий и без симптомов. Позитронно-эмиссионная томография, основанная на измерении накопления радиоактивных фармацевтических препаратов в клетках мозга, визуализировала аккумуляцию или ее отсутствие бета-амилоида и тау-белка. Для обработки и сравнения результатов двух контрольных групп применяли автоматические алгоритмы анализа изображений.

Результаты показали, что уровень тау-белка был значительно выше у бывших футболистов. Особенно в участках мозга, которые несут ответственность за развитие хронической травматической энцефалопатии. Тем не менее показания уровня бета-амилоида в нервных клетках обеих групп не отличались. И только у одного бывшего спортсмена выявили амилоидные бляшки, как при заболевании Альцгеймера.

Когнитивные и нейропсихиатрические тестирования, которые измеряли память, остроту ума, способность к концентрации, вниманию и структурированию действий, не выявили корреляции между накоплением тау-белка и суммарным баллом за тест. Однако чем больше времени игрок провел в большом спорте, тем больший осадок нарушенного белка регистрировался в его мозге.