Опубликовано 20 мая 2019, 10:38

Терапия антителами защитила лабораторных мышей и макак от вируса чикунгунья

© China Daily CDIC/Reuters

Исследователи США и Шри-Ланки выделили иммунные белки выздоровевших от вируса пациентов и ввели их в кровь лабораторных животных. Терапия антителами предотвратила заражение и облегчила симптомы уже больных. Результаты исследования были опубликованы в журнале Science.

Заражение вирусом чикунгунья происходит при укусе комара рода кусаков (Aedes), которые предпочитают тропический и субтропический климат. Инкубационный период длится несколько дней, после чего внезапная лихорадка сопровождается температурой 40 °C, сильными болями в суставах, сыпью, тошнотой и усталостью. Как правило, выздоровление наступает в течение нескольких месяцев, однако инфекция может приводить к хроническому артриту или смертельному исходу (в основном у новорожденных). В настоящее время нет утвержденных вакцин или противовирусных препаратов для профилактики и лечения. Однако терапия антителами уже показала способность вызывать устойчивый адаптивный иммунный ответ при лечении гриппа, вируса зика и цитомегаловируса.

Ученые проанализировали состав крови 44 оправившихся пациентов и обнаружили высокое содержание противовирусных антител типа IgG. Заключенную в липидный шарик РНК, кодирующую антитело против вируса чикугунья, внутривенно инъецировали мышам. Контрольной группе вводили РНК-предшественник антитела против гриппа А.

Через 24 часа после инъекции мышей заражали летальной дозой вируса. В зависимости от дозы РНК выживаемость мышей составила от 50% до 100%. Выживаемость же мышей контрольной группы составила 0%. Инъекция после заражения мышей приводила к понижению концентрации вируса и предотвращала распространение вируса и отека. Дальнейшие исследования показали, что инъекция предотвращает развитие артрита у зараженных мышей и стимулирует повышенные концентрации антител у зараженных макак, сохранявшиеся в крови до 100 дней.