Опубликовано 07 октября 2020, 18:31

У вируса краснухи нашли «родственников»

© CNRI/Flickr

Со времени своего открытия вирус краснухи был единственным представителем семейства Matonaviridae. Однако ученые нашли еще два вируса, которые относятся к этой группе. Они получили название рустрела и рухугу. Человеку они, по всей видимости, не угрожают. Исследование опубликовано в журнале Nature.

Краснуха — это вирусное заболевание, передающееся воздушно-капельным путем. Оно может вызывать сыпь и симптомы гриппа. А если им заразилась беременная женщина, то у нее может произойти выкидыш, мертворождение или ребенок будет больным. Ежегодно до 100 тысяч детей рождаются с синдромом врожденной краснухи и могут быть глухими, слепыми или иметь проблемы с сердцем. И хотя в мире существуют очаги заболевания краснухой, в общечеловеческом масштабе вирус практически ликвидирован благодаря эффективной вакцине. Помогло в этом и то, что ученые не находили краснуху у животных. Впервые Rubella virus был обнаружен в 1962 году, и с тех пор он был единственным в семействе Matonaviridae. Однако так было до недавнего времени.

Две команды ученых, немецкая и американо-африканская, независимо друг от друга практически одновременно обнаружили два родственных «краснуховому» вируса. Немцы нашли свой, когда в одном из зоопарков умерли осел, древесный кенгуру и капибара — и все с одними симптомами. Этот вирус получил название рустрела (rustrela virus). Американские и угандийские ученые еще до пандемии COVID-19 искали коронавирусы у угандийских летучих мышей. Вместо них они нашли вирус рухугу (ruhugu virus), который очень похож на вирус краснухи. Узнав об открытиях друг друга, две команды объединились и подготовили совместную публикацию результатов.

Оба новых вируса были обнаружены у млекопитающих — летучих мышей в Уганде и желтогорлых мышей в Германии. Около половины протестированных животных из этих групп были носителями рухугу и рустрела соответственно. Поэтому ученые предполагают, что они могут выступать как вирусные резервуары, то есть носят и передают патогены, но сами не заболевают. Результаты исследования также доказывают, что вирус краснухи передался человеку от животных. Однако свидетельств обратной передачи нет.

«Нет никаких доказательств того, что вирус рухугу или вирус рустрела могут заразить людей. Но если бы это оказалось возможно, то последствия были бы ужасны. Поэтому мы обязаны рассматривать такую возможность. Мы знаем, что в Германии вирус рустрела переместился среди видов, которые совсем не связаны между собой. Если какой-либо из этих вирусов окажется зоонозным (передаваемым человеку) или если вирус краснухи вернется в организм животных, то это нам придется адаптироваться к новым реалиям», — рассказал руководитель американо-африканской группы, профессор эпидемиологии в Школе ветеринарной медицины Висконсинского университета в Мэдисоне Тони Голдберг.

Проведенный учеными анализ показал, что все три вируса, вероятно, достаточно похожи для того, чтобы нынешняя вакцина против краснухи могла быть эффективной против них всех. Это один из ключевых вопросов дальнейших исследований. Важным результатом стало также то, что теперь у ученых появились новые инструменты для исследования краснухи и других вирусов семейства Matonaviridae. Это связано с тем, что вирус рустрела был найден в мышах, которых активно используют в лабораторных исследованиях. Также, по словам ученых, открытие подтверждает необходимость оставить леса Уганды как охраняемые природные зоны. «Вирусы остаются на своем месте, когда экосистемы не повреждены», — подчеркнул Голдберг.