Ученые из ВШЭ установили причину семантической афазии
Исследователи из Высшей школы экономики выяснили, какое нарушение в нейроанатомии мозга ведет к возникновению семантической афазии, и опровергли старую теорию. Исследование опубликовано в журнале Cortex.
Больные семантической афазией плохо ориентируются в собственном теле, не могут зеркально отобразить движения других людей и испытывают сложности с воображаемым вращением геометрических фигур. Языковые сложности также одна из форм проявления этой болезни. Больной может с легкостью понять простые предложения, но если их грамматическая конструкция включает в себя пространственные отношения, которые можно описать предлогами (в, за, над, под или что-то выше, больше, раньше, позже чего-то), то человеку становится трудно понять, о чем идет речь.
70 лет назад российский нейропсихолог Александр Лурия показал, что семантическая афазия возникает при специфических поражениях корковых отделов левого полушария: пересечения височной, теменной и затылочной областей. Такого мнения придерживалось все научное сообщество до настоящего момента. Ученые из Лаборатории нейролингвистики ВШЭ установили, что поражение проводящих путей более критично, ведь оно ведет к височно-теменно-затылочной коре головного мозга, в отличие от поражения самой этой зоны.
По словам руководителя лаборатории Ольги Драгой, с помощью современных методов нейровизуализации команде ученых удалось расширить нейроанатомическую модель Александра Лурии за счет включения в нее проводящих путей — пучков аксонов, соединяющих различные корковые отделы. С помощью структурной магнитно-резонансной томографии исследователи показали, что не у всех больных семантической афазией есть нарушения височно-теменно-затылочной коры головного мозга. В то же время нарушения проводящих путей, которые ведут к этой зоне (длинного и заднего сегментов дугообразного пучка, нижнего лобно-затылочного, нижнего продольного и верхнего продольного пучков и мозолистого тела), наблюдались у большинства пациентов.
Работа нейролингвистов расширяет научные представления о мозговой архитектуре языка и подчеркивает интерактивный характер языковых процессов: использование языка не работа нескольких основных «языковых» зон, а результат постоянного взаимодействия между множеством отделов мозга. Открытие ученых может иметь важное значение для хирургов, проводящих операции на головном мозге.