Опубликовано 02 ноября 2016, 18:38

Объяснена связь между гемолизом и развитием инфекций

Гемоглобин

© Wikimedia Commons

Группа исследователей из Австрии и США выяснила, каким образом гемолиз (процесс разрушения эритроцитов) связан с развитием инфекционных заболеваний. Результаты исследования позволили опровергнуть гипотезу о роли железа как промежуточного звена между гибелью эритроцитов и активизацией болезнетворных бактерий. С описанием работы можно ознакомиться в журнале Nature Immunology.

Ранее ученые предполагали, что связь между гемолизом и распространением инфекций поддерживается благодаря железу: оно входит в состав гема — структурного элемента гемоглобина, выделяющегося при разрушении эритроцитов. Кроме того, железо считалось одним из видов «пищи» бактерий.

Как показало исследование, гем не создает питательную среду для бактерий, а парализует иммунные клетки организма, предназначенные для борьбы с инфекциями. Ученые обнаружили механизм, который обеспечивает этот процесс: молекулы гема нарушают цитоскелет макрофагов и обездвиживают их.

Цитоскелет состоит из гибких длинных волокон, образующих каркас клетки. Достраивая и разрушая эти волокна, фагоциты могут передвигаться и поглощать клетки бактерий. Под воздействием гема цитоскелет теряет гибкость, а его волокна начинают расти беспорядочно, парализуя клетку.

Потеря гибкости цитоскелета представляет угрозу для жизни миллионов людей, страдающих от сепсиса, или, например, малярии. По мнению авторов исследования, его результаты могут быть использованы при разработке лекарств, способных защитить иммунные клетки и восстановить иммунную защиту организма.