Опубликовано 26 октября 2016, 18:36

Ученые придумали новый способ будить пациентов после наркоза

© Thirteen Of Clubs/Flickr

Исследователи из Массачусетского технологического института разработали новый способ будить пациентов после общего наркоза. С текстом работы можно ознакомиться в журнале PNAS.

Эксперты применили метод оптогенетики, при котором в мембрану нервных клеток вводят специальные белки (опсины), реагирующие на свет. В ходе эксперимента были разработаны искусственные дофаминовые нейроны, которые ученые ввели мышам в вентральную область покрышки (области среднего мозга), чтобы выявить белки, чувствительные к свету. Нейроны активировались после того, как на них направляли лазер. При этом животные находились под наркозом: перед проведением эксперимента им ввели определенную дозу анестезирующего препарата.

Выяснилось, что, когда эти нейроны возбуждаются светом, происходит выброс дофамина. После этого мыши немедленно пробуждались, а в большинстве случаев начинали перемещаться по клетке.

«Считается, что дофаминергические нейроны в вентральной области покрышки играют ключевую роль при вознаграждении, мотивации и наркотической зависимости, однако их участие в процессе пробуждения изучено мало. Мы обнаружили, что, активируя данные нейроны в конкретной мозговой области, можно изменить состояние при общем наркозе и пробудить животных», — утверждает ведущий автор работы Кен Солт.

Ученые отмечают, что подобный метод позволит пациентам скорее приходить в сознание, что, в свою очередь, сократит время пребывания людей в клиниках. Ранее эксперты выяснили, что риталин — препарат, который обычно используют при лечении синдрома дефицита внимания и гиперактивности — также способен «пробуждать» пациента после анестезии.