Опубликовано 16 ноября 2016, 12:56

Ученые впервые отредактировали геном взрослого человека

© dietech welt/Flickr

Группа китайских ученых стала первой в мире, кто ввел взрослому человеку клетки с генами, отредактированные методом CRISPR/Cas9. Об этом сообщает Nature News.

28 октября исследователи во главе с Лю Ю из Университета Сычуани в Чэнду сделали инъекцию модифицированных клеток пациенту, страдающему от агрессивного рака легких. Лю получил добро на свои опыты от больницы, где лежал пациент, в июле. Все должно было начаться уже в августе, но сложности с выращиванием клеток, а также октябрьские праздники заставили перенести дату.

Ученые взяли из крови пациента иммунные клетки и вырезали в них ген, отвечающий за белок PD-1. Последний в норме тормозит иммунную реакцию клетки, чем и пользуется рак. Отредактированные клетки размножили в лабораторных условиях и снова ввели пациенту, страдающему от немелкоклеточного рака легкого. Ученые надеются, что исправленные клетки начнут атаковать злокачественные образования.

Всего группа Лю планирует провести испытания на десяти пациентах: те получат от двух до четырех инъекций. Основная цель проекта пока состоит в том, чтобы в течение полугода следить за состоянием здоровья пациентов: не приведут ли инъекции к опасным побочным эффектам.

«Я думаю, что это мероприятие запустит "Спутник 2.0" — биомедицинскую дуэль между Китаем и США. Это важно, так как жесткая конкуренция улучшает итоговый продукт», — отметил Карл Джун, научный консультант американского проекта по использованию CRISPR в борьбе с раком.

Первые клинические испытания в США должны состояться в начале 2017 года. Кроме того, в марте следующего года в Пекинском университете запускают три серии экспериментов: CRISPR планируют применить в борьбе с раком мочевого пузыря, простаты и почек. Впрочем, данные испытания еще не получили официального одобрения.